ГЛАВНАЯ ИДЕЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОЙ МОДЕЛИ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Ключевые слова: культурфилософская модель, литературно-художественное произведение, биография писателя, биографический жанр

Аннотация

Автором настоящей статьи в качестве исследовательского метода разрабатываются общетеоретические основания культурфилософской модели литературно-художественного произведения, которая может быть использована при изучении творческого наследия различных писателей. К структурным элементам культурфилософской модели литературно-художественного произведения, наряду с главной идеей, относятся: сумма гуманитарных исследований литературно-художественного произведения, концептосфера соответствующего литературно-художественного произведения, биография писателя, а также жанр. Настоящая статья имеет своей целью описание некоторых методологических аспектов, связанных с конституированием главной идеи литературно-художественного произведения как элемента культурфилософской модели.

Основу исследования образуют общенаучные методы и междисциплинарные методы научного познания. В ходе работы над статьей автор обращался к культурфилософскому анализу, а также контент-анализу научной литературы.

По результатам исследования автор приходит к выводу, согласно которому, одним из условий продуктивности и полноты культурфилософского изучения литературно-художественного произведения является поиск его главной идеи, отражающей особенности и приоритеты авторского философского мышления. Результаты исследования могут быть использованы не только в исследованиях философско-культурологического содержания, но и работах широкого гуманитарного профиля, а также в учебном процессе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ivan Yu. Makarchuk, Сибирский федеральный университет

кандидат юридических наук, доцент кафедры философии

Литература

Список литературы

Бергсон А. Философская интуиция // Новые идеи в философии. Сб. 2. СПб., 1912. 219 с.

Бонецкая Н. К. Бахтин глазами метафизика. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 551 с.

Виноградов И. И. Духовные искания русской литературы. М.: Русский путь, 2005. 670 с.

Еремеев А. Э. Философская проза как феномен русской классической литературы // Фундаментальные исследования. 2005. № 4. С. 19-23.

Жукова О. А. Ценностный выбор российского общества как проблема культурной самоидентификации // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 3. С. 87-96.

Зись А. Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987. 252 с.

Никольский С. А. Философия в литературе. О методологии исследования // Философские науки. 2020. Т. 63. № 3. С. 24-55.

Попов Е. А. Концепция культуры в творчестве О.Э. Мандельштама: динамика и этапы развития: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. Екатеринбург, 2008. 19 с.

Тахо-Годи Е. А. О книге и ее задачах. Предисловие // Русская литература и философия: пути взаимодействия / отв. ред. и сост. Е.А. Тахо-Годи. М.: Водолей, 2018. С. 10-14.

References

Bergson A. Filosofskaya intuiciya [Philosophical intuition]. Novye idei v filosofii. Sb. 2. SPb., 1912, 219 p.

Boneckaya N. K. Bahtin glazami metafizika [Bakhtin through the eyes of a metaphysician]. M.; SPb.: Centr gumanitarnyh iniciativ, 2016, 551 p.

Vinogradov I. I. Duhovnye iskaniya russkoj literatury [Spiritual searches of Russian literature]. M.: Russkij put’, 2005, 670 p.

Eremeev A. E. Filosofskaya proza kak fenomen russkoj klassicheskoj literatury [Philosophical prose as a phenomenon of Russian classical literature]. Fundamental’nye issledovaniya, 2005, no. 4, pp. 19-23.

Zhukova O. A. Cennostnyj vybor rossijskogo obshchestva kak problema kul’turnoj samoidentifikacii [Value Choice of Russian Society as a Problem of Cultural Self-Identification]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2016, no. 3, pp. 87-96.

Zis’ A. Ya. Filosofskoe myshlenie i hudozhestvennoe tvorchestvo [Philosophical thinking and artistic creativity]. M.: Iskusstvo, 1987, 252 p.

Nikol’skij S. A. Filosofiya v literature. O metodologii issledovaniya [Philosophy in Literature. About the research methodology]. Filosofskie nauki. 2020, vol. 63, no. 3, pp. 24-55.

Popov E. A. Koncepciya kul’tury v tvorchestve O.E. Mandel’shtama: dinamika i etapy razvitiya [The concept of culture in the work of O.E. Mandelstam: dynamics and stages of development]. Ekaterinburg, 2008, 19 p.

Taho-Godi E. A. O knige i ee zadachah. Predislovie [About the book and its tasks. Foreword]. Russkaya literatura i filosofiya: puti vzaimodejstviya [Russian Literature and Philosophy: Ways of Interaction]. M.: Vodolej, 2018, pp. 10-14.

Опубликован
2022-06-30
Как цитировать
Makarchuk, I. (2022). ГЛАВНАЯ ИДЕЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОЙ МОДЕЛИ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ. Russian Studies in Culture and Society, 6(2), 42-50. https://doi.org/10.12731/2576-9782-2022-2-42-50
Раздел
Оригинальные статьи