НОВЫЕ МОДУСЫ ЭМОЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Аннотация
Актуальность исследования появления новых аффективных состояний связана с политическим и культурным контекстом: глобальными катастрофами, разочарованием в идее всеобщей справедливости и блага, сомнением в универсальности гуманизма и идей Просвещения. Цель исследования – выявление новых модусов современной эмоциональной культуры (неловкость, постирония, новая искренность, кринж). Постирония позволяет человеку, оставаясь в серой моральной зоне, выражать скепсис по поводу ясности и постигаемости мира, а новая искренность даёт инструменты для повторного собирания мира и души, раненных тоталитарными режимами, войнами и терактами, в искусстве, что исследуется на литературном материале, поэтому главным методом исследования является герментевтический. Анализируется идеологическое размежевание между постироничными политиками-популистами и снежинками, придерживающимися норм новой этики. Предполагается, что на индивидуальном уровне эти новые модусы эмоций и чувств не только не вредны, но, наоборот, обладают терапевтическим действием.
Скачивания
Литература
Список литературы
Аронсон П., Будрайтскис И., Великодворская Е. и др. Сложные чувства. Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности / Под ред. Полины Аронсон; предисл. Юлии Лернер, послесл. Гасана Гусейнова. М.: Индивидуум, 2022. 288 с.
Батлер Д. Гендерное беспокойство // Антология гендерной теории / под ред. Е. Гаповой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 297–346.
Гиллидан К., Снайдер Н. Почему патриархат все еще существует? / пер. с англ. А. Архиповой; под науч. ред. А. Смирнова; Нац. исслед. ун-т ВШЭ. 2-е изд. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 176 с.
Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. 557 с.
Григорьев С. Л. Этические экзистенциалы современной экранной культуры (на примере британского сериала “Black mirror”) // Общество: философия, история, культура. 2022. № 8(100). С. 39-44.
Жданова, С. Ю. Исследование невербальной репрезентации состояния счастья у представителей различных культур (на примере российских и американских студентов) / С. Ю. Жданова, А. В. Шавкунова // В мире научных открытий. 2015. № 5-3(65). С. 1108-1118.
Завадский А., Склез В., Суверина К. Предисловие. Разум и чувства: публичная история в музее // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории / Под ред. А. Завадского, В. Склез, К. Сувериной. М.: НЛО, 2019. С. 7–50.
Иллуз Е. Почему любовь ранит? Социологическое объяснение. М.: Директ-медиа, 2019. 401 с.
Лобанова Ю. В. История философского понимания и изучения эмоций // Общество: философия, история, культура. 2022. № 8(100). С. 50-55.
Лобанова Ю. В. Компьютерная видеоигра как социокультурный генератив эмоций // Вестник культуры и искусств. 2022. № 3 (71). С. 73–81.
Магсумов, Т. А. Гибель империи: региональный аспект / Т. А. Магсумов, Г. О. Ковзик // В мире научных открытий. 2014. № 5(53). С. 12-18.
Новейший философский словарь / Составитель и главный научный редактор Грицапов А. А. Интепрессервис, Книжный дом, 2001. URL: https://www.booksite.ru/localtxt/slo/var/phi/los/ophy/35.htm (дата обращения: 14.09.2022).
Попова, И. В. Принципы реализации аксиологического подхода в развитии культуры эмоционального самовыражения подростка / И. В. Попова // В мире научных открытий. 2015. № 1-1(61). С. 635-642.
Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб.: Русский Mip, 2006. 636 с.
Симонова О. А. Эмоциональные императивы позднесовременного общества и их социальные последствия // Социологический журнал. 2021. Т. 27. № 2. С. 25–45.
Сэджвик И. К. Параноидное чтение и репаративное чтение, или Как же тебя параноит, поди думаешь, что это эссе о тебе / пер. с англ. Д. Переднего. М., 2022.
Щеглова Л. В., Саенко Н. Р. Play Gogol: постмодернистская интерпретация раннего Гоголя в сериале Е. Баранова // Сервис plus. 2019. Т. 13. № 4. С. 111-124.
Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. 6-е издание. М.: НЛО, 2021. 664 с.
Ahmed S. The Cultural Politics of Emotion. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2014.
Applebaum A. The New Puritans. The Atlantic. 31 August 2021. URL: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2021/10/new-puritans-mob-justice-canceled/619818/ (дата обращения: 14.09.2022).
Hoffman L. Postirony. The Nonfictional Literature of David Foster Wallace and Dave Eggers. Transcript Verlag, 2016.
Konstantinou L. Four Faces of Postirony //Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth after Postmodernism. Edited by Robin van den Akker, Alison Gibbons and Timotheus Vermeulen. London, New York: Rowman & Littlefield International, 2017.
Middletone J. Documentary’s Awkward Turn. 1st edn. Taylor and Francis. 2013. URL: https://www.perlego.com/book/1680395/documentarys-awkward-turn-cringe-comedy-and-media-spectatorship-pdf (дата обращения: 14.09.2022).
Timmer N. Do You Feel It Too? The Post-Postmodern Syn-drome in American Fiction at the Turn of the Millennium. Amsterdam ; N. Y. : Rodopi, 2010. 388 p.
References
Aronson P., Budrajtskis I., Velikodvorskaya E. et al. Slozhny`e chuvstva. Razgovornik novoj real`nosti: ot ab`yuza do toksichnosti [Complex feelings. Phrasebook of the new reality: from abuse to toxicity]. Moscow: Individuum, 2022.
Batler D. Gendernoe bespokojstvo [Gender anxiety]. Antologiya gendernoj teorii. Minsk: Propilei, 2000, pp. 297–346.
Gillidan K., Snajder N. Pochemu patriarxat vse eshhe sushhestvuet? [Why does the patriarchate still exist?]. Moscow: Izd. dom Vy`sshej shkoly` e`konomiki, 2021.
Gircz K. Interpretaciya kul`tur [Interpretation of cultures]. Moscow: ROSSPEN, 2004.
Grigor`ev S. L. E`ticheskie e`kzistencialy` sovremennoj e`krannoj kul`tury` (na primere britanskogo seriala “Black mirror”) [Ethical existentials of modern screen culture (on the example of the British TV series “Black mirror”)]. Obshhestvo: filosofiya, istoriya, kul`tura, 2022, no. 8(100), pp. 39-44.
Zhdanova S. Yu., Shavkunova A. V. Issledovanie neverbal`noj reprezentacii sostoyaniya schast`ya u predstavitelej razlichny`x kul`tur (na primere rossijskix i amerikanskix studentov) [The study of nonverbal representation of the state of happiness in representatives of different cultures (using the example of Russian and American students)]. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2015, № 5-3(65), pp. 1108-1118.
Zavadskij A., Sklez V., Suverina K. Predislovie. Razum i chuvstva: publichnaya istoriya v muzee [Preface. Reason and feelings: public history in the Museum]. Politika affekta: muzej kak prostranstvo publichnoj istorii [Politics of Affect: Museum as a Space of Public History]. Moscow: NLO, 2019, pp. 7–50.
Illuz E. Pochemu lyubov` ranit? Sociologicheskoe ob``yasnenie [Why does love hurt? Sociological explanation]. Moscow: Direkt-media, 2019.
Lobanova Yu.V. Istoriya filosofskogo ponimaniya i izucheniya e`mocij [History of philosophical understanding and study of emotions]. Obshhestvo: filosofiya, istoriya, kul`tura, 2022, no. 8(100), pp. 50-55.
Lobanova Yu.V. Komp`yuternaya videoigra kak sociokul`turny`j generativ e`mocij [Computer video game as a socio-cultural generative of emotions]. Vestnik kul`tury` i iskusstv, 2022, no. 3 (71), pp. 73–81.
Magsumov T.A., Kovzik G.O. The downfall of empire: the regional aspect. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2014, no. 5(53), pp. 12-18.
Novejshij filosofskij slovar` [The newest philosophical dictionary]. URL: https://www.booksite.ru/localtxt/slo/var/phi/los/ophy/35.htm (accepted: 14.09.2022).
Popova I. V. Principy` realizacii aksiologicheskogo podxoda v razvitii kul`tury` e`mocional`nogo samovy`razheniya podrostka. V mire nauchny`x otkry`tij, 2015, no. 1-1(61), pp. 635-642.
Said E`. Orientalizm. Zapadny`e koncepcii Vostoka [Orientalism. Western concepts of the East]. St Petersburg: Russkij Mir, 2006.
Simonova O. A. E`mocional`ny`e imperativy` pozdnesovremennogo obshhestva i ix social`ny`e posledstviya [Emotional imperatives of late modern society and their social consequences]. Sociologicheskij zhurnal, 2021, vol. 27, no. 2, pp. 25–45.
Se`dzhvik I. K. Paranoidnoe chtenie i reparativnoe chtenie, ili Kak zhe tebya paranoit, podi dumaesh`, chto e`to e`sse o tebe [Paranoid reading and reparative reading, or How are you paranoid, you think it’s an essay about you]. Moscow, 2022.
Shheglova L. V., Saenko N. R. Play Gogol: postmodernistskaya interpretaciya rannego Gogolya v seriale E. Baranova [Play Gogol: postmodern interpretation of early Gogol in the series by E. Baranov]. Servis plus, 2019, vol. 13, no. 4, pp. 111-124.
Yurchak A. E`to by`lo navsegda, poka ne konchilos`. Poslednee sovetskoe pokolenie [It was forever until it was over. The last Soviet generation]. Moscow: NLO, 2021.
Ahmed S. The Cultural Politics of Emotion. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2014.
Applebaum A. The New Puritans. The Atlantic. 31 August 2021. URL: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2021/10/new-puritans-mob-justice-canceled/619818/ (accepted: 14.09.2022).
Hoffman L. Postirony. The Nonfictional Literature of David Foster Wallace and Dave Eggers. Transcript Verlag, 2016.
Konstantinou L. Four Faces of Postirony. Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth after Postmodernism. Edited by Robin van den Akker, Alison Gibbons and Timotheus Vermeulen. London, New York: Rowman & Littlefield International, 2017.
Middletone J. Documentary’s Awkward Turn. 1st edn. Taylor and Francis, 2013. URL: https://www.perlego.com/book/1680395/documentarys-awkward-turn-cringe-comedy-and-media-spectatorship-pdf (accepted: 14.09.2022).
Timmer N. Do You Feel It Too? The Post-Postmodern Syn-drome in American Fiction at the Turn of the Millennium. Amsterdam ; N. Y. : Rodopi, 2010.
Copyright (c) 2022 Vadim V. Kortunov, Natalya R. Saenko
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.