ЭФФЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕЛЕЭКРАНА В ПОВСЕДНЕВНОСТЬ И ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Аннотация
Цель. Цель данного исследования – выявление и фиксация характера изменений, связанных с появлением и последующим изменением роли телевидения внутри социокультурного универсума современного человека. Анализ его особенностей, характерных черт и факторов, которые в настоящее время становятся причинами наиболее существенных изменений внутри этой сферы, фактически создающей свою собственную «вторую реальность».
Метод или методология проведения работы. В исследовании использованы исторический метод, анализа текстовых материалов, а также контент-анализ и кросс-факторный анализ источников по параметрам, обладающим содержанием, исследование которого имело значение для достижения намеченной цели. Для рассмотрения этой проблемы автор обращается к социально-философскому и антропологическому анализу роли экрана в современной культуре. В статье использован компаративный анализ, историко-философский и антропологический методы.
Результаты. В статье исследован социокультурогенез телевидения как средства массовой информации, начиная с момента создания первых телевизионных устройств до настоящего времени. Последовательно рассмотрен ряд современных воззрений на особенности влияния телевидения на восприятие и сознание телезрителя в процессе его информирования через телеэкран, проведено их сравнение. Особое внимание уделено анализу факторов влияния телевидения на формируемые основания современной массовой культуры. По результатам исследования выделены и проанализированы причины постепенной трансформации функции телевидения как средства массового информирования в средство массового манипулирования. Выделены базисные типы социального воздействия и формирования иной, телевизионной реальности. В заключение отдельно рассмотрены процессы медиатизации социального бытия индивида, а также кризиса его культурной идентичности.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере культурологии, философии культуры, медиасофии.
Скачивания
Литература
Список литературы
Акимова И.А. Роль телевидения в жизни человека // Манускрипт. 2017. № 20(84). С. 13 – 15.
Акимова И.А. Телевидение как средство массовой коммуникации: основные черты и специфика их проявления // Общество: философия, история, культура. 2017. № 12. С. 46 – 48.
Акимова Л.В. Жан Бодрийяр о феномене массовых коммуникаций в обществе потребления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 3. С. 101 – 110.
Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. 2-е изд-е, испр., перераб. и доп. / пер. с нем. А. В. Коченгина, О. А. Шипиловой. Харьков: Гуманитарный центр, 2016. 268 с.
Григорьев С.Л. Манипулятивные технологии экранной культуры: к постановке проблемы // Современные исследования социальных проблем. 2021. Т. 13. № 4-2. С. 198-204.
Григорьев С.Л. Человек и экран: Vis-à-Vis // У разрыва : Сборник материалов Второй международной научно-практической конференции, Краснодар, 24 июня 2021 года / Под общей редакцией И.В. Кочубея, Н.В. Харсеевой, отв. за выпуск П.С. Волкова. Краснодар: Издательство «Магарин Олег Григорьевич», 2021. С. 12-17.
Гудяков Р.В. Драматизация информации на телевидении как проявление кризиса идентичности в обществе // Вестник МГУ. 2009. № 4. С. 75–80.
Залипятских Ю.А. Специфика психологического воздействия телевидения на современное общество // Массовая коммуникация в современном мире: вызовы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Юго-Западный государственный университет; ответственный редактор О.В. Лагутина. 2014. С. 61-63.
Котлованова К.А. Влияние телевидения на современное общество // Медиа. Информация. Коммуникация. 2017. № 20. С. 28-38.
Лобанова Ю.В. От телевидения к Интернету: открытая стратегия коммуникации // Точки над Ё. 2012. № 1. С. 74-77.
Луков В.А., Луков М.В. Телевидение в современной культуре повседневности: тезаурусный анализ // Наука телевидения. 2011. № 12. С. 57-74.
Махровский О.В. «Television»: связь через века // The century of quality – Общество с ограниченной ответственностью «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс». 2010. № 4. С. 70-72.
Махровский О.В. Интегральная широкополосная связь на широковещательных сетях. Европейский проект сети с полным набором услуг на базе сетей кабельного телевидения // Broadcasting: Телевидение и радиовещание. 1999. № 3. С. 52-57.
Полуэктова И.А. Социокультурные эффекты медиатизации телевидения // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 4. С. 71-82.
Руденко А.М., Котлярова В.В. Воздействие средств массовой коммуникации на современное общество // Медиаобразование. 2017. № 3. С. 134-142.
Суродина Н.Р. Культурная интроспекция ХХ столетия и современности: Материалы к спецкурсу по культурологии. Волгоград: Издательство ВГПУ «Перемена», 2002. 60 с.
Терещенко Н. А. Шатунова Т. М. Кино и массы // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2010. № 2(2). С. 98-101.
Беляев, Д. А. Экранизация политики в контексте современной медиакультуры: социально-философский анализ / Д. А. Беляев, И. Н. Скрипкин // Современные исследования социальных проблем. 2021. Т. 13. № 1-2. С. 14-18.
Волкова, Н. А. Виртуальный образ города сквозь призму лексики медийного и повседневного дискурсов / Н. А. Волкова // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 3-2(27). С. 135-163.
Глебова, Е. А. Обзор современных молодежных субкультур в эпоху медийной глобализации / Е. А. Глебова, С. В. Баталин // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 6-1. С. 36-47. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-6-36-47
Ивенкова, О. А. Повседневность как основа бытия социального субъекта / О. А. Ивенкова, Т. В. Фаненштиль // Современные исследования социальных проблем. 2021. Т. 13. № 3. С. 117-130. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2021-13-3-117-130
Козлова, Е. Г. Медиатизация культуры и мифы современности / Е. Г. Козлова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 8. С. 428-438. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-8-35
Тарасов, А. Н. Трансформация роли СМИ в современной культуре / А. Н. Тарасов, О. А. Бессонова, Е. О. Лунева // Современные исследования социальных проблем. 2021. Т. 13. № 2-2. С. 41-45.
Экологические практики как способ интериоризации экологической модели поведения учащейся молодёжи / М. Х. Ахметова, Е. Ю. Бобкова, Т. А. Магсумов, Я. А. Максимов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 7. С. 330-346. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-7-330-346
References
Akimova I.A. Rol’ televideniya v zhizni cheloveka [The role of television in human life]. Manuskript, 2017, no. 20(84), pp. 13 – 15.
Akimova I.A. Televidenie kak sredstvo massovoj kommunikacii: osnovnye cherty i specifika ih proyavleniya [Television as a means of mass communication: the main features and specifics of their manifestation]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul’tura, 2017, no. 12, pp. 1 – 4.
Akimova L.V. ZHan Bodrijyar o fenomene massovyh kommunikacij v obshchestve potrebleniya [Jean Baudrillard on the phenomenon of mass communications in a consumer society]. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal’nem Vostoke, 2012, no. 3, pp. 101 – 110.
Vinterhoff-SHpurk P. Mediapsihologiya. Osnovnye principy [Media psychology. Basic principles]. 2-e izd-e, ispr., pererab. i dop. / per. s nem. A. V. Kochengina, O. A. SHipilovoj. Har’kov: Gumanitarnyj centr, 2016, 268 p.
Grigoryev S. L. Manipulyativny`e texnologii e`krannoj kul`tury`: k postanovke problemy` [Manipulative technologies of screen culture: to the problem statement]. Sovremennye issledovania socialnyh problem [Modern Studies of Social Issues], 2021, vol. 13, no 4-2, pp. 198-204.
Grigor’ev S.L. CHelovek i ekran: Vis-à-Vis [Man and Screen: Vis-a-Vis]. U razryva : Sbornik materialov Vtoroj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Krasnodar, 24 iyunya 2021 goda / Pod obshchej redakciej I.V. Kochubeya, N.V. Harseevoj, otv. za vypusk P.S. Volkova. Krasnodar: Izdatel’stvo “Magarin Oleg Grigor’evich”, 2021, pp. 12-17.
Gudyakov R.V. Dramatizaciya informacii na televidenii kak proyavlenie krizisa identichnosti v obshchestve [Dramatization of Information on Television as a Manifestation of Identity Crisis in Society]. Vestnik MGU, 2009, no. 4, pp. 75 – 80.
Zalipyatskih YU.A. Specifika psihologicheskogo vozdejstviya televideniya na sovremennoe obshchestvo [The specificity of the psychological impact of television on modern society]. Massovaya kommunikaciya v sovremennom mire: vyzovy i perspektivy. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, magistrantov i aspirantov. YUgo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet; otvetstvennyj redaktor O.V. Lagutina, 2014, pp. 61-63.
Kotlovanova K.A. Vliyanie televideniya na sovremennoe obshchestvo [The influence of television on modern society]. Media. Informaciya. Kommunikaciya, 2017, no. 20, pp. 28-38.
Lobanova YU.V. Ot televideniya k Internetu: otkrytaya strategiya kommunikacii [From TV to the Internet: an open communication strategy]. Tochki nad YO, 2012, no. 1, pp. 74-77.
Lukov V.A., Lukov M.V. Televidenie v sovremennoj kul’ture povsednevnosti: tezaurusnyj analiz [Television in the modern culture of everyday life: a thesaurus analysis]. Nauka televideniya, 2011, no. 12, pp. 57–74.
Mahrovskij O.V. «Television»: svyaz’ cherez veka [“Television”: connection through the ages]. The century of quality – Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost’yu “NII ekonomiki svyazi i informatiki “Interekoms”, 2010, no. 4, pp. 70 – 72.
Mahrovskij O.V. Broadcasting: Televidenie i radioveshchanie, 1999, no. 3, pp. 52-57.
Poluektova I.A. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2018, no. 4, pp. 71–82.
Rudenko A.M., Kotlyarova V.V. Mediaobrazovanie, 2017, no. 3, pp. 134 – 142.
Surodina N.R. Kul’turnaya introspekciya HKH stoletiya i sovremennosti [Cultural introspection of the 20th century and the present]: Materialy k speckursu po kul’turologii. Volgograd : Izdatel’stvo VGPU “Peremena”, 2002, 60 p.
Tereshchenko N. A. SHatunova T. M. Kazanskij social’no-gumanitarnyj vestnik, 2010, no. 2(2), pp. 98-101.
Belyaev D.A., Skripkin I.N. Screening of politics in the context of modern media culture: socio-philosophical analysis. Modern Studies of Social Issues, 2021, vol. 13, no. 1-2, pp. 14-18.
Volkova N.A. The online image of the russian city in both media and local discourses. Modern Studies of Social Issues, 2016, no. 3-2(27), pp. 135-163.
Glebova E.A., Batalin S.V. Review of modern youth subcultures in the age of media globalization. Russian Journal of Education and Psychology, 2018, vol. 9, no. 6-1, pp. 36-47. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-6-36-47
Ivenkova O.A., Fanenstil T.V. Everydayness as the basis of being social entity. Modern Studies of Social Issues, 2021, vol. 13, no. 3, pp. 117-130. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2021-13-3-117-130
Kozlova E.G. Mediatization of culture and myths of modern times. Russian Journal of Education and Psychology, 2015, no. 8, pp. 428-438. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-8-35
Tarasov A.N., Bessonova O.A., Luneva E.O. Transformation of the role of the media in modern culture. Modern Studies of Social Issues, 2021, vol. 13, no. 2-2, pp. 41-45.
Akhmetova M.K., Bobkova E.Y., Magsumov T.A., Maksimov Y.A. Environmental practices as the means of developing ecological behavioural model in students. Russian Journal of Education and Psychology, 2017, vol. 8, no. 7, pp. 330-346. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-7-330-346
Copyright (c) 2023 Sergey L. Grigoryev
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.