АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МАТЕРИ В ЖИВОПИСИ Ш. ШАМУРЗАЕВА
Аннотация
Цель – определение философско-аксиологических оснований национального изобразительного искусства второй половины XX века посредством анализа творчества одного из первых профессиональных чеченских советских художников Шамиля Алиевича Шамурзаева.
Методология строится на синтезе междисциплинарных и историко-искусствоведческих подходов. Метод иконологии актуален при дешифровке художественных значений образов в контексте архетипов традиционной духовной культуры в творчестве Ш. Шамурзаева. Философско-культурологический метод в сочетании с культурно-историческим позволил показать влияние реалий общественной, социальной, культурной жизни изучаемой эпохи на выбор сюжетов, художественный язык советского чеченского художника.
Результаты. Индивидуально найденные характеристики обуславливают новизну работы. Советское искусство периода активной художественной деятельности Ш. Шамурзаева характеризуется противопоставлением наследия социалистического реализма и искусства оттепели с мифологизированным ожиданием весны, надежды, открытости миру и этики долга и ответственности сурового стиля.
Анализируются произведения разных периодов творчества Ш. Шамурзаева в которых прослеживается аксиология концепта матери, как одного из фундаментальных смыслообразующих ценностей традиционной чеченской культуры.
Область применения результатов. Если культурный релятивизм определяет разновекторную аксиологическую направленность советского искусства вообще, то в национальных окраинах он сопряжен с мировоззренческим национальным наследием. Такое расширение представлений о национальном искусстве имеет значение с точки зрения истории развития советского искусства в национальных окраинах, делая работу востребованной в различных сферах гуманитарного знания.
Скачивания
Литература
Список литературы
Акаев В.Х., Абдулаева Э.С. Дорелигиоизные представления // Чеченцы. Серия «Народы и культуры». Отв. ред. В.А. Тишков, З.И. Хасбулатова, Л.Т. Соловьева. М., 2012.
Акиева П.Х. Рождение. Свадьба. Смерть. Историко-этнографические архетипы ингушей. СПб., 2014. 292 с.
Акиева П.Х. Семантика ингушского обряда «вывода невесты к роднику» // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. 2014. № 164. С. 173-179.
Аккиева С.И. Платки – традиционный атрибут женской одежды балкарок и кабардинок // Вестник Института ИАЭ. 2008. № 4(16). С. 151-156.
Басханов В. Его имя не подлежит забвению. Шамиль Шамурзаев. // Газета Гумс. № 10-13 (8393-8396). От 9 февраля 2012 г.
Богомолова М.А. Философско-аксиологические основания современного изобразительного искусства // Вестник Чувашского университета. 2008. № 1. С. 350-354.
Бойцова Т. И. Изобразительное искусство Чеченской Республики / Хабарова М. В. Гр.: АО Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2018. 256 с.
Буткевич Л.М. История орнамента. М., 2004. 267 с.
Выставка произведений художников Чечено-Ингушетии, посвященном 50-летию образования СССР и 50-летию автономии Чечено-Ингушетии. Сост. А.М. Измайлов. Грозный, 1973. 54 с.
Гарсаев Л.М. Прически и головные уборы вайнахских женщин // Ж. Нана. 2009. № 10. С. 29-37.
Грабовский Н.Р. Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушского округа // ССКГ. Тифлис., 1876. Вып. III.
Джамбеков О.А., Джамбекова Т.Б. Устно-поэтическое творчество. Чеченские девичьи лирические песни // Чеченцы. Серия «Народы и культуры». Отв. ред. В.А. Тишков, З.И. Хасбулатова, Л.Т. Соловьева. М. 2012.
Жизнь, отданная искусству. 26.09.2011. URL: https://www.grozny-inform.ru/news/culture/28857/ (дата обращения: 12.04.2022)
Ильясов Л. Культура чеченского народа. М., 2009. 263 с.
Магомедов А.М. Духовно-нравственное единство, культура межнационального общения и патриотизм в традициях народов Дагестана // Известия ДГПУ. 2014. № 2. С. 38-48.
Мадаева З.А. Народные календарные праздники вайнахов. Грозный, 1990. 93 с.
Маргошвили Л.Ю. Культурно-этнические отношения между Грузией и Чечено-Ингушетией. Тбилиси, 1990. 248 с.
Осмаев М.К. Роль и место женщины в общественном устройстве чеченцев // Известия Чеченского государственного университета. 2016. № 3. С. 59-62.
Хасбулатова З.И. Сохранение магии и магических ритуалов в семейной обрядности чеченцев в дореволюционном прошлом // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4. С. 149-152.
Шавлаева Т. М. Из истории развития шерстяного промысла чеченцев в XIX – нач. XX вв.: историко-этнографическое исследование. Грозный, 2006. URL: https://www.dissercat.com/content/iz-istorii-razvitiya-sherstyanogo-promysla-chechentsev-v-xix-nach-xx-vv-istoriko-etnografich?ysclid=l2m5y27sjt (дата обращения: 02.02.2022)
Шамиль Шамурзаев. Каталог выставки произведений. Сост. В.Н. Калинкин. Грозный, 1980.
References
Akaev V.Kh., Abdulaeva E.S. Chechentsy. Seriya «Narody i kul’tury» [Chechens. Series “Peoples and Cultures”]. ed. V.A. Tishkov, Z.I. Khasbulatova, L.T. Solov’eva. M., 2012.
Akieva P.Kh. Rozhdenie. Svad’ba. Smert’. Istoriko-etnograficheskie arkhetipy ingushey [Birth. Wedding. Death. Historical and ethnographic archetypes of the Ingush]. SPb., 2014, 292 p.
Akieva P.Kh. Izvestiya rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. Aspirantskie tetrad, 2014, no. 164, pp. 173-179.
Akkieva S.I. Vestnik Instituta IAE, 2008, no. 4(16), pp. 151-156.
Baskhanov V. Gums, 2012, no. 10-13 (8393-8396).
Bogomolova M.A. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2008, no. 1, pp. 350-354.
Boytsova T. I. Izobrazitel’noe iskusstvo Chechenskoy Respubliki [Fine Arts of the Chechen Republic]. 2018, 256 p.
Butkevich L.M. Istoriya ornamenta [The history of the ornament]. M., 2004, 267 p.
Vystavka proizvedeniy khudozhnikov Checheno-Ingushetii, posvyashchennom 50-letiyu obrazovaniya SSSR i 50-letiyu avtonomii Checheno-Ingushetii [Exhibition of works by artists of Chechen-Ingushetia, dedicated to the 50th anniversary of the formation of the USSR and the 50th anniversary of the autonomy of Checheno-Ingushetia] / A.M. Izmaylov. Groznyy, 1973, 54 p.
Garsaev L.M. Zh. Nana, 2009, no. 10, pp. 29-37.
Grabovskiy N.R. SSKG. Tiflis. 1876. Issue III.
Dzhambekov O.A., Dzhambekova T.B. Chechentsy. Seriya «Narody i kul’tury» [Chechens. Series “Peoples and Cultures”]. ed. V.A. Tishkov, Z.I. Khasbulatova, L.T. Solov’eva. M., 2012.
Zhizn’, otdannaya iskusstvu [Life devoted to art]. 26.09.2011. https://www.grozny-inform.ru/news/culture/28857/
Il’yasov L. Kul’tura chechenskogo naroda [Culture of the Chechen people]. M., 2009, 263 p.
Magomedov A.M. Izvestiya DGPU, 2014, no. 2, pp. 38-48.
Madaeva Z.A. Narodnye kalendarnye prazdniki vaynakhov [Folk calendar holidays of the Vainakhs]. Groznyy, 1990, 93 p.
Margoshvili L.Yu. Kul’turno-etnicheskie otnosheniya mezhdu Gruziey i Checheno-Ingushetiey [Cultural-ethnic relations between Georgia and Checheno-Ingushetia]. Tbilisi, 1990, 248 p.
Osmaev M.K. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016, no. 3, pp. 59-62.
Khasbulatova Z.I. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2014, no. 4, pp. 149-152.
Shavlaeva T. M. Iz istorii razvitiya sherstyanogo promysla chechentsev v XIX – nach. XX vv.: istoriko-etnograficheskoe issledovanie [From the history of the development of the Chechen wool industry in the XIX – early. XX centuries: historical and ethnographic research]. Groznyy, 2006. https://www.dissercat.com/content/iz-istorii-razvitiya-sherstyanogo-promysla-chechentsev-v-xix-nach-xx-vv-istoriko-etnografich?ysclid=l2m5y27sjt
Shamil’ Shamurzaev. Katalog vystavki proizvedeniy [Shamil Shamurzaev. Catalog of the exhibition of works] / V.N. Kalinkin. Groznyy, 1980.
Copyright (c) 2023 Zarema R. Khamzatova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.