ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЭКЗИСТЕНЦИЯ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЭМОЦИЙ
Аннотация
Цель. Целью исследования является определение особенностей исторического генезиса эстетических форм взаимодействия индивидов в условиях современной культуры, обеспечивающих значимые характеристики бытия человека, реализуемые в интерактивных и коммуникативных режимах его эмоционально окрашенного взаимодействия с миром.
Метод или методология проведения работы. Использованы методы текстового и контент-анализа материала первоисточников классических и современных авторов, а также анализа некоторых компонентов эстетической матрицы современной культуры по параметрам, имеющим существенное значение для достижения заявленной цели. Автор обращается к социально-философскому и социопсихологическому анализу эмоционализации современной культуры. В статье использованы историко-философский и философско-антропологический методы для аналитического описания процесса компенсаторной эстетизации.
Результаты. В данной статье на основе анализа программных работ основоположника экзистенциальной философии С. Кьеркегора осуществлен последующий выход в пространство современной коммуникационной культуры с целью проведения дальнейшего компаративистского исследования основных идей Кьеркегора и их современного воплощения в форме эмоциональной экзистенции коммуникативно-коллективного характера. Особое внимание в работе уделено в этой связи содержательному развитию идей датского мыслителя философами-экзистенциалистами XX столетия М. Хайдеггером и Ю. Хабермасом, а также наиболее влиятельными исследователями философии современного социокультурогенеза Б. Хюбнером, Ж. Рансьером. В заключение исследуется ряд наиболее значимых изменений современной коммуникационной культуры, инспирированных именно разворотом интереса человека и общества к эмоциональной стороне собственного бытия, а также рассматривается их конкретная феноменология в приложении к вызвавшим эти изменения причинам. Автор вступает в диалог с позицией с А. Реквица об обществе сингулярностей, выдвигая концепцию общества коллективного, стереотипного переживания.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере культурологии, философии культуры, психологии.
Скачивания
Литература
Список литературы
Бродский И.А. «Эстетика – мать этики». Интервью А. Тюрину // Зеркало недели. №11 (11). 1994. URL: http://noblit.ru/node/1298
Григорьев С.Л. Этические экзистенциалы современной экранной культуры (на примере британского сериала “Black mirror”) // Общество: философия, история, культура. 2022. № 8(100). С. 39-44.
Дебор Г. Общество спектакля. М.: Опустошитель, 2020. 280 с.
Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Переводчик П.Г. Ганзен. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 268 с.
Кьеркегор С. Страх и трепет: диалектическая лирика Йоханнеса де Силенцио. М.: Академический Проект, 2014.
Ницше Ф. Веселая наука = («La gaya scienza») [пер. с нем. М. Кореневой, С. Степанова, В. Топорова]. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2006.
Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом. [пер. с нем. Н. Полилов]. Москва : Э, 2018.
Пилецкий С.Г. О стыде и бесстыдстве // Развитие личности. 2018. № 2. С. 86-110.
Поппер К.Р. Знание и психофизическая проблема. В защиту взаимодействия. М.: Наука, 2022.
Рансьер Ж. Этический поворот в эстетике и политике // Критическая масса. 2005. № 2.
Реквиц А. Общество сингулярностей. О структурных изменениях эпохи модерна: пер. с нем. Т. Ю. Адаменко, И. Г. Соколовской. Москва; Берлин : Директмедиа Паблишинг, 2022.
Саенко Н. Р. Судьба принципа удовольствия в эпоху постсовременности // Современное культурное пространство : Философия. Искусство. Технология. Информация / Научная редакция В.Х. Разакова. Волгоград: Волгоградское региональное отделение Молодежного союза юристов РФ, 2004. С. 22–28.
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М.: Наука, 2006.
Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика. Переиздание: СПб.: Наука, 2007. С. 16 – 27.
Хюбнер Б. Произвольный этоc и принудительность эстетики / Пер. с нем. Мн.: Пропилеи, 2000.
Шатунова Т. М. Событие чувства как феномен современности // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 152. № 1. С. 188-198.
Щеглова Л.В. Значение этики в эпоху эстетизма // Известия ВГПУ. 2003. № 2(03). С. 3-9.
Scottish police say their religion is Jedi // Metro web uk metro. Thursday 16 Apr 2009. URL: https://metro.co.uk/2009/04/16/scottish-police-say-their-religion-is-jedi-32938/
Беляев, Д. А. Виртуальная культура как пространство творческих коммуникативных практик и трансформации социального дискурса / Д. А. Беляев, Ю. О. Скрыпникова // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 9. № 2-2. С. 21-24. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2017-2-2-21-24.
Магсумов, Т. А. Современные подростковые субкультуры городской и сельской местности / Т. А. Магсумов, Р. Р. Хуснутдинова, Л. В. Рахматуллина // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12. № 4-2. С. 404-410.
Нурутдинова, А. Р. Социо-лингвистический аспект в формировании межкультурной коммуникации: инкультурация, аккультурация и ассимиляция / А. Р. Нурутдинова, Е. В. Панфилова // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Т. 10. № 10. С. 81-99.
Стукалова, А. Г. Метафоры как способ элиминирования лакун (на материале романа Роберта Ирвина «Арабский кошмар») / А. Г. Стукалова, О. В. Дехнич // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 9. № 1-3. С. 145-148.
Сухоплюев, П. А. Экзистенциализм как направление философской мысли / П. А. Сухоплюев // Современные исследования социальных проблем. – 2020. Т. 12. № 5-2. С. 109-115.
Янбухтин, Р. М. Понимание личности в философии С. Кьеркегора и Ф. Ницше / Р. М. Янбухтин // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 1-3. С. 130-136.
References
Brodskij I.A. «Estetika – mat’ etiki». Interv’yu A. Tyurinu [“Aesthetics is the mother of ethics”. Interview with A.Tyurin]. Zerkalo Nedeli, 1994, no. 11 (11). URL: http://noblit.ru/node/1298
Grigor’ev S.L. Eticheskie ekzistencialy sovremennoj ekrannoj kul’tury (na primere britanskogo seriala “Black mirror”) [Ethical existentials of modern screen culture (on the example of the British TV series “Black mirror”)]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul’tura, 2022, no. 8(100), pp. 39-44.
Debor G. Obshchestvo spektaklya [The Society of the Performance]. M.: Opustoshitel’, 2020, 280 p.
K’erkegor S. Naslazhdenie i dolg [Pleasure and duty]. Perevodchik P.G. Ganzen. Moskva: Izdatel’stvo YUrajt, 2022, 268 p.
K’erkegor S. Strah i trepet: dialekticheskaya lirika Johannesa de Silencio [Fear and Awe: the dialectical lyrics of Johannes de Silencio]. M.: Akademicheskij Proekt, 2014.
Nicshe F. Veselaya nauka = (“La gaya scienza”) [Fun science = (“La gaya scienza”)]. [per. s nem. M. Korenevoj, S. Stepanova, V. Toporova]. Sankt-Peterburg : Azbuka-klassika, 2006.
Nicshe F. Sumerki idolov, ili Kak filosofstvuyut molotom [Twilight of idols, or How to philosophize with a hammer]. [per. s nem. N. Polilov]. Moskva : E, 2018.
Pileckij S.G. O styde i besstydstve [About shame and shamelessness]. Razvitie lichnosti, 2018, no. 2, pp. 86-110.
Popper K.R. Znanie i psihofizicheskaya problema. V zashchitu vzaimodejstviya [Knowledge and the psychophysical problem. In Defense of Interaction]. M.: Nauka, 2022.
Rans’er ZH. Eticheskij povorot v estetike i politike [Ethical turn in aesthetics and politics]. Kriticheskaya massa, 2005, no. 2.
Rekvic A. Obshchestvo singulyarnostej. O strukturnyh izmeneniyah epohi moderna [Society of Singularities. On structural changes of the Modern era]: per. s nem. T. YU. Adamenko, I. G. Sokolovskoj. Moskva; Berlin: Direktmedia Pablishing, 2022.
Saenko N. R. Sud’ba principa udovol’stviya v epohu postsovremennosti [The fate of the pleasure principle in the postmodernity era]. Sovremennoe kul’turnoe prostranstvo : Filosofiya. Iskusstvo. Tekhnologiya. Informaciya. Volgograd, 2004, pp. 22–28.
Habermas YU. Moral’noe soznanie i kommunikativnoe dejstvie [Moral consciousness and communicative action]. M.: Nauka, 2006.
Hajdegger M. CHto takoe metafizika? [What is metaphysics?]. Vremya i bytie: Stat’i i vystupleniya. M.: Respublika. Pereizdanie: SPb.: Nauka, 2007, pp. 16–27.
Hyubner B. Proizvol’nyj etoc i prinuditel’nost’ estetiki [Arbitrary ethos and the compulsion of aesthetics] / Per. s nem. Mn.: Propilei, 2000.
SHatunova T. M. Sobytie chuvstva kak fenomen sovremennosti [The event of feeling as a phenomenon of modernity]. Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 2010, vol. 152, no. 1, pp. 188-198.
SHCHeglova L.V. Znachenie etiki v epohu estetizma [The meaning of ethics in the era of aestheticism]. Izvestiya VGPU, 2003, no. 2(03),pp. 3-9.
Scottish police say their religion is Jedi. Metro web uk metro. Thursday 16 Apr 2009. URL: https://metro.co.uk/2009/04/16/scottish-police-say-their-religion-is-jedi-32938/
Belyaev D.A., Skrypnikova Y.O. Virtual culture as the space of creative communicative practices and the transformation of social discourse. Modern Studies of Social Issues, 2017, vol. 9, no. 2-2, pp. 21-24. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2017-2-2-21-24.
Magsumov T.A., Khusnutdinova R.R., Rakhmatullina L.V. Modern adolescent subcultures of urban and rural area. Russian Journal of Education and Psychology, 2021, vol. 12, no. 4-2, pp. 404-410.
Nurutdinova A.R., Panfilova E.V. Socio-linguistic aspect in the formation of intercultural communication: inculturation, acculturation and assimilation. Russian Journal of Education and Psychology, 2019, vol. 10, no. 10, pp. 81-99.
Stukalova A.G., Dekhnich O.V. Metaphors as a way of elimination of lacunas (a case study of the novel of Robert Irvin “The Arabian nightmare”). Modern Studies of Social Issues, 2017, vol. 9, no. 1-3, pp. 145-148.
Sukhoplyuev P.A. Existentialism as a direction of philosophical thought. Modern Studies of Social Issues, 2020, vol. 12, no. 5-2, pp. 109-115.
Yanbukhtin R.M. Understanding personality in philosophy S. Kierkegaard and F. Nietzsche. Modern Studies of Social Issues, 2019, vol. 11, no. 1-3, pp. 130-136.
Copyright (c) 2023 Yuliya V. Lobanova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.