РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕМОРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЧЕЧЕНСКОЙ ЖИВОПИСИ (2000-2012 гг.)
Аннотация
Объектом исследования является мемориальная культура в чеченской живописи, предметом – ее репрезентация в произведениях чеченских художников. Цель – рассмотреть репрезентацию феномена мемориальной памяти в творчестве чеченских художников. Эмпирическим материалом в работе послужили картины национальных художников Чечни.
Методология основана на компаративистике, искусствоведческом и системно-конструктивном анализе. Авторы конструируют концепты мемориального наследия в живописи чеченских художников, выявляя универсальные характеристики их творчества. Мемориальная культура для авторов сводится к разнообразию способов материализации социокультурного этнического контекста, включающего в себя визуализацию мифолого-религиозных смыслов, трансляции ментальных характеристик и этнических архетипов. Глубинная память народа включает в себя историческую и культурную области, к которым относятся рожденные творческим путем художественные образы. В свою очередь, этническое искусство служит своеобразным отражением этнофилософии, ментальности народа, национальных традиций и средством передачи глубинной памяти народа.
Скачивания
Литература
References
Abdulaeva E.S. Sinkretizm dukhovnoy kul’tury kak rezul’tat protsessa akkul’turatsii // Nauchnaya mysl’ Kavkaza. 2006. № 52. P. 4-7.
Akieva P.Kh. Arkhaika i semantika ponyatiya «faral» v kul’ture ingushey // Obrazovanie nauka i kul’tura Kavkaza: traditsii i sovremennost’. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 25-letiyu obrazovaniya Respubliki Ingushetiya. Magas. 2017. P. 15-20.
Dzhambekova T.B., Dzhambekov O.A. Chechenskoe ustnoe narodnoe tvorchestvo kak osnova natsional’noy kul’tury // Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2009. № 2. P. 226-229.
Itkulova L.A. Mirovozzrenie etnosa kak sotsiokul’turnoe yavlenie: filosofskiy analiz: Dis. ... d-ra filos. n. Ufa, 2018. 325 p.
Kolcheva E.M. Etnofuturizm kak yavlenie kul’tury: monografiya. Yoshkar-Ola: MarGU, 2008. 163 p.
Porus V.N. Gnoseologiya v retrospektive i perspektive // Epistemologiya i filosofiya nauki. 2004. T. II. № 2. P. 70-75.
Khakuasheva M.A. Formirovanie i razvitie arkhetipicheskikh obrazov v kabardinskoy literature: Avtoref. dis. … d-ra. filol. n. Nal’chik, 2008. 47 p.
Yarychev N.U. Memorial’naya kul’tura v zerkale gumanitaristiki: aktual’nye issledovatel’skie trendy // Vestnik kul’tury i iskusstv. 2021. № 4(68). P. 15-21.
Yarychev N.U. Muzey kak aktor memorial’noy kul’tury: spetsifika pozitsionirovaniya v auditornom kontente (na primere Natsional’nogo muzeya Chechenskoy Respubliki) // Elektronnoe informatsionnoe prostranstvo dlya nauki, obrazovaniya, kul’tury. Materialy IX Mezhd. nauchno-praktich. konf.-ii, posvyashchennoy 50-letiyu Orlovskogo gos. inst-ta kul’tury. Orel, 2022. P. 57-59.
Erol Yyldyr. Chechenskiy istang. Traditsionnoe voylochnoe remeslo chechenskogo naroda. Izd-vo: OOO «Media-Polis». Rostov-na-Donu. 2021. 256 p.
Список литературы
Абдулаева Э.С. Синкретизм духовной культуры как результат процесса аккультурации // Научная мысль Кавказа. 2006. № 52. С. 4-7.
Акиева П.Х. Архаика и семантика понятия «фарал» в культуре ингушей // Образование наука и культура Кавказа: традиции и современность. Материалы международной научной конференции, посвященной 25-летию образования Республики Ингушетия. Магас. 2017. С. 15-20.
Джамбекова Т.Б., Джамбеков О.А. Чеченское устное народное творчество как основа национальной культуры // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. № 2. С. 226-229.
Иткулова Л.А. Мировоззрение этноса как социокультурное явление: философский анализ: Дис. ... д-ра филос. н. Уфа, 2018. 325 с.
Колчева Э.М. Этнофутуризм как явление культуры: монография. Йошкар-Ола: МарГУ, 2008. 163 с.
Порус В.Н. Гносеология в ретроспективе и перспективе // Эпистемология и философия науки. 2004. Т. II. № 2. С. 70-75.
Хакуашева М.А. Формирование и развитие архетипических образов в кабардинской литературе: Автореф. дис. … д-ра. филол. н. Нальчик, 2008. 47 c.
Ярычев Н.У. Мемориальная культура в зеркале гуманитаристики: актуальные исследовательские тренды // Вестник культуры и искусств. 2021. № 4(68). С. 15-21.
Ярычев Н.У. Музей как актор мемориальной культуры: специфика позиционирования в аудиторном контенте (на примере Национального музея Чеченской Республики) // Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры. Материалы IX Межд. научно-практич. конф.-ии, посвященной 50-летию Орловского гос. инст-та культуры. Орел, 2022. С. 57-59.
Эрол Йылдыр. Чеченский истанг. Традиционное войлочное ремесло чеченского народа. Изд-во: ООО «Медиа-Полис». Ростов-на-Дону. 2021. 256 с.
Copyright (c) 2023 Nasrudi U. Yarychev, Zarema R. Khamzatova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.