ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ТЕРРИТОРИИ: СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА
Аннотация
Статья посвящена гастрономической культуре и ее производной – гастрономическому образу территории. Гастрономия, как область знаний, обнаруживает связь между пищей и культурой и является актуальной темой культурологических исследований. Предмет исследования данной статьи кроется в изучении гастрономического образа территории с теоретической точки зрения.
Автор стремится ответить на вопросы: каковы системообразующие элементы гастрономической культуры, как соотносятся понятия «гастрономический образ» / «гастрономический бренд», какова структура и в чем специфика гастрономического образа территории в сравнении с другими ракурсами позиционирования территории.
Метод и методология: идеи данной статьи базируются на системном, деятельностном, семиотическом подходах в понимании гастрономической культуры, современных гастрономических практик, гастрономического образа города.
Новизна и авторский вклад заключается в теоретических положениях, укладывающихся в русло культурологического знания. Автор предлагает свое видение системообразующих элементов гастрономической культуры и свое видение структуры гастрономического образа города как 4-х компонентной модели: еда, места, люди, события. Автор выделяет три специфические характеристики гастрономического образа города: 1) аутентичность как факультативный, а не обязательный признак; 2) динамичность как показатель потенциально высокой изменчивости гастрономического образа вслед за меняющимися условиями жизни и доступными ресурсами; 3) возможный разрыв с местной культурной традицией, существующей в скрытой повседневности, тогда как гастрономической образ формируется в публичной сфере с помощью традиционных и новых медиа, падких на хайп.
Область применения результатов: геобрендинг, культурные индустрии, связанные с едой, бренд-коммуникации в региональных СМИ и новых медиа, туризм.
Скачивания
Литература
Список литературы
Беляева М.А., Ладыгина Т.А. Брендинг малых городов: теория и практика. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2023. 128 с.
Беляева М. А. Региональная культура // Прикладная культурология. Энциклопедия / Под редакцией И.М. Быховской. М. : Согласие, 2019. С. 487-495.
Берваль Ю. М., Каримова Г.Р. Бренд-коммуникации туристских дестинаций в период пандемии COVID-19 // Russian Studies in Culture and Society. 2022. Т. 6, № 2. С. 4-18. https://doi.org/10.12731/2576-9782-2022-2-4-18
Гордин В., Трабская Ю. Гастрономические бренды дестинаций: подходы и применение. Коллективная монография. СПб.: Левша, 2014. 208 с.
Горошко Н. В. Гастрономический бренд как инструмент развития регионального гастрономического туризма // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2022. № 4. С. 377-400.
Ден В. Г. Русская гастрономическая культура в развитии региональных брендов // Общество: философия, история, культура. 2017. №7. С. 86-92.
Дианов С. А. Геокультурный брендинг пермских городов: теория и практика: монография / С. А. Дианов, Ю. В. Дианова. Пермь, 2022. 161 с.
Ермолаев В. А. Гастрономия как объект культурологического анализа // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 59. С. 32-41. https://doi.org/10.31773/2078-1768-2022-59-32-42
Замятин Д.Н. Гетеротекстуальность и сопространственность: от семиотики города к транссемиотике постгорода // Уральский исторический вестник. 2021. №1(70). C.70-79.
Игнатенкова А. П. Роль гастрономической культуры региона в формировании территориального бренда // Covido ergo zoom: трансформация и цифровизация общества в современных реалиях : материалы научно-практической конференции. М.: Московский педагогический государственный университет, 2021. С. 386-397.
Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. М.: Юрайт, 2020. 515 с.
Капкан М. В. Гастрономическая культура как объект культурного наследия: проблемы экспертной оценки // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2023. Т. 29. № 2. С. 173-183. https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.2.036
Культурное наследие: от «дедов» к «отцам» и «внукам» / Ю. Р. Вишневский, Н. В. Дулина, В. П. Засыпкин [и др.] // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. № 2(83). С. 18-28. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.002
Лагусев Ю. М. Гастрономические бренды как средства продвижения дестинаций // Сервис plus. 2016. № 2. С. 9-16.
Середина Е.В., Полякова О.Ф. Региональные особенности развития гастрономического туризма // Традиционная культура в современном мире. История еды и традиции питания народов мира: Материалы IV Международного научно-практического симпозиума. М.: Новое Время, 2019. 476 с. С. 352-361.
Соколова П. Е. Гастрономический контент современных медиа на примере городских изданий Екатеринбурга / П. Е. Соколова, М. А. Беляева // Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей : Межвузовский сборник. Том Выпуск 23. Санкт-Петербург, 2023. С. 135-139.
Федотова Н.Г. Символический капитал территории: бренд и идентичность // Брендинг как коммуникативная технология XXI века: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под редакцией А. Д. Кривоносова. СПб., 2016. С. 121-123.
References
Belyaeva M.A., Ladygina T.A. Brending malykh gorodov: teoriya i praktika. Uchebnoe posobie dlya vuzov [Branding of small cities: theory and practice. Textbook for universities]. Ekaterinburg: Ekaterinburg Academy of Contemporary Art, 2023, 128 p.
Belyaeva M. A. Prikladnaya kul’turologiya. Entsiklopediya [Applied cultural studies. Encyclopedia] / ed. I.M. Bykhovskaya. M.: Soglasie, 2019, pp. 487-495.
Berval’ Yu. M., Karimova G.R. Russian Studies in Culture and Society, 2022, vol. 6, no. 2, pp. 4-18. https://doi.org/10.12731/2576-9782-2022-2-4-18
Gordin V., Trabskaya Yu. Gastronomicheskie brendy destinatsiy: podkhody i primenenie. Kollektivnaya monografiya [Gastronomic brands of destinations: approaches and application. Collective monograph]. St. Petersburg: Levsha, 2014, 208 p.
Goroshko N. V. Vestnik Permskogo natsional’nogo issledovatel’skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial’no-ekonomicheskie nauki, 2022, no. 4, pp. 377-400.
Den V. G. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul’tura, 2017, no. 7, pp. 86-92.
Dianov S. A. Geokul’turnyy brending permskikh gorodov: teoriya i praktika: monografiya [Geocultural branding of Perm cities: theory and practice: monograph] / S. A. Dianov, Yu. V. Dianova. Perm’, 2022, 161 p.
Ermolaev V. A. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv, 2022, no. 59, pp. 32-41. https://doi.org/10.31773/2078-1768-2022-59-32-42
Zamyatin D.N. Ural’skiy istoricheskiy vestnik, 2021, no. 1(70), pp.70-79.
Ignatenkova A. P. Covido ergo zoom: transformatsiya i tsifrovizatsiya obshchestva v sovremennykh realiyakh : materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Covido ergo zoom: transformation and digitalization of society in modern realities: materials of a scientific and practical conference]. M.: Moscow Pedagogical State University, 2021, pp. 386-397.
Kagan M.S. Grad Petrov v istorii russkoy kul’tury [The city of Petrov in the history of Russian culture]. M.: Yurayt, 2020, 515 p.
Kapkan M. V. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul’tury, 2023, vol. 29, no. 2, pp. 173-183. https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.2.036
Kul’turnoe nasledie: ot «dedov» k «ottsam» i «vnukam» [] / Yu. R. Vishnevskiy, N. V. Dulina, V. P. Zasypkin, et al. Vestnik Surgutskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2023, no. 2(83), pp. 18-28. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.002
Lagusev Yu. M. Servis plus, 2016, no. 2, pp. 9-16.
Seredina E.V., Polyakova O.F. Traditsionnaya kul’tura v sovremennom mire. Istoriya edy i traditsii pitaniya narodov mira: Materialy IV Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo simpoziuma [Traditional culture in the modern world. History of food and food traditions of the peoples of the world: Materials of the IV International Scientific and Practical Symposium]. M.: New Time, 2019, 476 p.
Sokolova P. E., Belyaeva M. A. Sovremennaya mediasreda: traditsii, aktual’nye praktiki i tendentsii. Vzglyad molodykh issledovateley : Mezhvuzovskiy sbornik. Tom Vypusk 23 [Modern media environment: traditions, current practices and trends. View of young researchers: Interuniversity collection. Volume Issue 23]. St. Petersburg, 2023, pp. 135-139.
Fedotova N.G. Brending kak kommunikativnaya tekhnologiya XXI veka: Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Branding as a communication technology of the 21st century: Proceedings of the II All-Russian scientific and practical conference with international participation] / ed. A. D. Krivonosov. SPb., 2016, pp. 121-123.
Copyright (c) 2023 Maria A. Belyaeva
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.