КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ ПРЯМОЙ И ОБРАТНОЙ ПЕРСПЕКТИВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Аннотация
Актуальность обращения к проблеме прямой и обратной перспективы в изображении пространства на плоскости при обучении рисованию детей и студентов обусловлена доминированием в их рисунках геометрических стереотипов, отражающих фотографичность окружающей видеосреды.
Цель исследования: в условиях усиления тенденций стандартизации и унификации глобального общества обосновать культурные смыслы включения в содержание преподавания рисунка прямой и обратной перспектив. Это важно для освоения культурного наследия древнерусского искусства, сохранения разнообразия изобразительных техник малых народов страны и изучения их культур, развития у молодежи творческого потенциала самовыражения в рисунке «как я вижу».
Использованы методы анализа, обобщения, сравнения, контрадикции, а также культурологический, экологический и комплексный подходы.
Результатом исследования выступило выявленное противоречие между фактом доминирования обратной перспективы в восприятии детей разных национальностей и у представителей коренных народов, не подвергшихся воздействию цивилизации, с одной стороны, и обучением в современных школах детей прямой линейной перспективе в рисунке как единственно «правильной», формированием у обучающихся стереотипов геометрического изображения окружающего мира. Сделан вывод о важности природо- и культуросообразной направленности обучения рисунку для придания ему индивидуальности, формирования интереса к культурному наследию страны и желания развивать современное отечественное изобразительное искусство.
Область применения результатов. Педагогический процесс обучения рисунку в школе и вузе.
Скачивания
Литература
Список литературы
Браун Д. Учитесь рисовать перспективу. Мн.: ООО «Попурри», 2002. С. 54-72.
Бучек А.А. Этнопсихологические исследования «малых» народов северо-востока России // Люди великого долга: материалы междунар. ист. XXVI Крашенинник. чтений. Петропавловск-Камчатский, 2009. С. 26-33.
Гончаров О.А., Тяповкин Ю.Н. Возрастная динамика зрительного восприятия перспективы // Вопросы психологии. 2005. № 6. C.54-73.
Гончаров О.А., Тяповкин Ю.Н. Культурные и экологические факторы восприятия перспективы у коренных жителей тундры // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. № 4. С. 2–10. https://doi.org/10.17759/chp.2007030401
Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. М.: Апрель-Экспресс. ЭКСМО-Пресс.2001. 272 с.
Занберова Т.В. Основы перспективы в рисунке. Армавир 2019. 312 с.
Куропятник М.С. Коренные народы в процессе социокультурных изменений // Дисс… д.социол.н.. СПб, 2006. 340 с.
Лотман Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство. 2000. 704 с.
Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: экспериментальнопсихологическое исследование // Психологическая наука и образование. 1997, № 4. С. 5-17.
Михеева И.Н. Поэтика изображения двух миров в феноменальном и ноуменальном пространстве цикла Н. С. Лескова «Праведники» // Вестник ЧГУ. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poetika-izobrazheniya-dvuh-mirov-v-fenomenalnom-i-noumenalnom-prostranstve-tsikla-n-s-leskova-pravedniki (дата обращения: 27.08.2023).
Мухина B.C. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. С. 1072.
Немчинов Н.Н. К вопросу о восприятии и изображении перспективных отношений дошкольниками // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 21-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vospriyatii-i-izobrazhenii-perspektivnyh-otnosheniy-doshkolnikami (дата обращения: 27.09.2023).
Норлинг Э. Объемный рисунок и перспектива. М.: ЭКСМО, 2004. 160 с.
Основы живописи. Полное учебное пособие: Композиция, перспектива, живопись / д’Анрие, Ф. Дитрих, А. Касан; пер. с франц. О. Кочетовой. Москва : Издательство АСТ, 2021. 368 с.
Панкова С. Ю. Культурологический анализ представлений о пространстве у людей разных народностей // Вестник славянских культур. 2015. №3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskiy-analiz-predstavleniy-o-prostranstve-u-lyudey-raznyh-narodnostey (дата обращения: 21.08.2023).
Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М.: Азбука-Классика. Академия. 2001. 244 с.
Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов. М., 1980. 288 с.
Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М.: Пальмира, 2023 г. 408 с.
Рябова М.А. Специфика образа мира представителей коренных малочисленных народов Севера юношеского возраста / Дис….к.психол.н. Хабаровск, 2020. 186 с.
Серкин В. П. Образ мира и образ жизни. Магадан : изд-во СМУ, 2005. С. 316.
Сподина В.И. Особенности традиционного мировоззрения лесных ненцев: Пространство и его восприятие / Дисс. … к.ист.н. 2000. 137 с.
Теребихин Н. М. Метафизика Севера : монография. Архангельск: Поморский университет, 2004. 272 с.
Тищенко С. М. Религиозная вера – основной ценностно-мотивационный аспект жизнеустройства в Африке южнее Сахары // Система ценностей современного общества. 2010. №10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-vera-osnovnoy-tsennostno-motivatsionnyy-aspekt-zhizneustroystva-v-afrike-yuzhnee-sahary (дата обращения: 27.08.2023).
Ульянов О. Г. Окно в ноуменальное пространство»: обратная перспектива в иконописи и в эстетике о. Павла Флоренского. Тезисы доклада при Институте философии РАН. 15.02. М., 2006. 6 с.
Филимонов А.Г. Коллективные представления нивхского этноса: взаимодействие человека, социума и природы. Дисс. … к.ист.н. Владивосток, 2002. 240 с.
Флоренский П. А. Обратная перспектива. Соч в 4-х тт. Т.3(1). М.: Мысль, 1999. С.46-98.
Христолюбова Т.П. Идеи русского символизма как основа художественной картины мира К. С. Петрова-Водкина // Идеи и идеалы. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idei-russkogo-simvolizma-kak-osnova-hudozhestvennoy-kartiny-mira-k-s-petrova-vodkina (дата обращения: 27.09.2023).
Шумский А. Обратная перспектива. О загадке русской души. URL: https://ruskline.ru/analitika/2011/04/30/obratnaya_perspektiva (дата обращения: 27.08.2023).
Юон К.Ф. Об искусстве. М. 1959, т.1. с.47
Deregowski J.B., Bentley A.M. Perception of pictorial space by bushmen // International Journal of Psychology, 1986. Vol. 21, pp. 46-57.
Deregowski J.B., Muldrow E.S., Muldrow W.F. Pictorial recognition in a remote Ethiopian population // Perception, 1990. Vol. 1, pp. 89-101.
Hudson W. Pictorial depth perception in subcultural groups in Africa // Journal of Social Psychology, 1960. Vol. 52, pp. 67-84.
Segall M.H., Campbell D.T., Herskovitz M.J. The Influence of Culture on Visual Perception. Indianapolis, 1966. 122 p.
Antonova, Clemena. On the problem of “reverse perspective”: definitions east and west // Leonardo, 2010. Vol. 43 (5), pp. 464–469, https://doi.org/10.1162/LEON_a_00039
Referensces
Brown D. Uchites’ risovat’ perspektivu [Learn to draw perspective]. Minsk: LLC “Popurri”, 2002, pp. 54-72.
Buchek A. A. Etnopsihologicheskie issledovaniya «malyh» narodov severo-vostoka Rossii [Ethnopsychological studies of “small” peoples of the north-east of Russia]. Lyudi velikogo dolga: materialy mezhdunar. ist. XXVI Krasheninnik. chteniy [People of great duty: materials of the international history XXVI Krasheninnik readings]. Petropavlovsk-Kamchatsky, 2009, pp. 26-33.
Goncharov O.A., Tyapovkin Y.N. Vozrastnaya dinamika zritel’nogo vospriyatiya perspektivy [Age dynamics of visual perception of perspective]. Voprosy Psychologii, 2005, no. 6, pp. 54-70.
Goncharov O.A., Tyapovkin Yu.N. Kul’turnye i ekologicheskie faktory vospriyatiya perspektivy u korennykh zhiteley tundry [Cultural and ecological factors of perspective perception in indigenous inhabitants of the tundra]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology], 2007, vol. 3, no. 4, pp. 2-10. https://doi.org/10.17759/chp.2007030401
Dileo J. Detskij risunok. Diagnostika i interpretaciya [Children’s drawing. Diagnostics and interpretation]. Moscow: April-Express. EXMO-Press, 2001, 272 p.
ZanberovaT.V. Osnovy perspektivy v risunke [Fundamentals of perspective in drawing]. Armavir, 2019, 312 p.
Kuropyatnik M.S. Korennye narody v protsesse sotsiokul’turnykh izmeneniy [Indigenous peoples in the process of socio-cultural change]. SPb, 2006, 340 p.
Lotman Y.M. Semiosfera [Semiosphere]. SPb.: Art, 2000, 704 p.
Luria A.R. Ob istoricheskom razvitii poznavatel’nyh processov: eksperimental’no psihologicheskoe issledovanie [On the historical development of cognitive processes: an experimental psychological study]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 1997, no. 4, pp. 5-17.
Mikheeva, I.N. Poetika izobrazheniya dvuh mirov v fenomenal’nom i noumenal’nom prostranstve cikla N. S. Leskova «Pravedniki» [Poetics of the image of two worlds in the phenomenal and noumenal space of N.S. Leskov’s cycle “The Righteous”]. Vestnik ChSU, 2008, no. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poetika-izobrazheniya-dvuh-mirov-v-fenomenalnom-i-noumenalnom-prostranstve-tsikla-n-s-leskova-pravedniki (accessed 27.08.2023).
Mukhina B. C. Lichnost’: Mify i Real’nost’ (Al’ternativnyj vzglyad. Sistemnyj podhod. Innovacionnye aspekty) [Personality: Myths and Reality (Alternative View. System Approach. Innovative Aspects)]. Ekaterinburg: IntelFly, 2007, p. 1072.
Nemchinov N. N. K voprosu o vospriyatii i izobrazhenii perspektivnyh otnoshenij doshkol’nikami [To the question of perception and depiction of perspective relations by preschoolers]. Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and Pedagogy: methodology and problems of practical application], 2011, no. 21-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vospriyatii-i-izobrazhenii-perspektivnyh-otnosheniy-doshkolnikami (accessed: 27.08.2023).
Norling E. Ob”emnyj risunok i perspektiva [Volumetric drawing and perspective]. M.: EXMO, 2004, 160 p.
Osnovy zhivopisi. Polnoe uchebnoe posobie: Kompoziciya, perspektiva, zhivopis’ [Fundamentals of painting. Full textbook: Composition, perspective, painting] / d’Henrié, F. Dietrich, A. Kasan; per. rom Frants.O. Kochetova - Moscow: AST Publishing House, 2021, 368 p.
Pankova S. Yu. Vestnik Slavicheskikh kultury, 2015, no. 3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskiy-analiz-predstavleniy-o-prostranstve-u-lyudey-raznyh-narodnostey (accessed: 21.08.2023).
Rauschenbach B. V. Geometriya kartiny i zritel’noe vospriyatie [Geometry of the picture and visual perception]. M.: Azbuka-Klassika. Academy, 2001, 244 p.
Rauschenbach B. V. Prostranstvennye postroeniya v zhivopisi. Ocherk osnovnyh metodov [Spatial constructions in painting. Sketch of basic methods]. М., 1980, 288 p.
Rauschenbach B.V. Sistemy perspektivy v izobrazitel’nom iskusstve. Obshchaya teoriya perspektivy [Systems of perspective in the fine arts. General theory of perspective]. M., Palmyra, 2023, 408 p.
Ryabova M.A. Specifika obraza mira predstavitelej korennyh malochislennyh narodov Severa yunosheskogo vozrasta [Specificity of the image of the world of representatives of indigenous small-numbered peoples of the North of youthful age]. Khabarovsk, 2020, 186 p.
Serkin V. P. Obraz mira i obraz zhizni [The image of the world and the way of life]. Magadan: SMU Publishing House, 2005, p. 316.
Spodina V.I. Osobennosti tradicionnogo mirovozzreniya lesnyh nencev: Prostranstvo i ego vospriyatie [Features of the traditional worldview of the forest Nenets: Space and its perception]. 2000, 137 p.
Terebikhin N. M. Metafizika Severa [Metaphysics of the North]: monograph. Arkhangelsk: Pomorsky University, 2004, 272 p.
Tishchenko S. M. Religioznaya vera – osnovnoj cennostno-motivacionnyj aspekt zhizneustrojstva v Afrike yuzhnee Sahary [Religious faith - the main value-motivational aspect of life in Sub-Saharan Africa]. Sistema tsennostey sovremennogo obshchestva [System of Values of Modern Society], 2010, no 10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-vera-osnovnoy-tsennostno-motivatsionnyy-aspekt-zhizneustroystva-v-afrike-yuzhnee-sahary (accessed: 27.08.2023).
Ulyanov O. G. Okno v noumenal’noe prostranstvo: obratnaya perspektiva v ikonopisi i v estetike o. Pavla Florenskogo [Window to the noomenal space”: reverse perspective in icon painting and in the aesthetics of Father Pavel Florensky]. Pavel Florensky. Theses of the report at the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences. М., 2006, 6 p.
Filimonov A.G. Kollektivnye predstavleniya nivhskogo etnosa: vzamiodejstvie cheloveka, sociuma i prirody [Collective Representations of the Nivkh Ethnos: Interaction of Man, Society and Nature]. Vladivostok, 2002, 240 p.
Florensky P. A. Obratnaya perspektiva [Reverse Perspective]. Soch in 4 vols, vol. 3(1). Moscow: Mysl, 1999, pp. 46-98.
Khristolyubova T.P. Idei russkogo simvolizma kak osnova hudozhestvennoj kartiny mira K. S. Petrova-Vodkina [Ideas of Russian symbolism as the basis of the artistic picture of the world of K. S. Petrov-Vodkin]. Idei i idealy [Ideas and Ideals], 2011, no. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idei-russkogo-simvolizma-kak-osnova-hudozhestvennoy-kartiny-mira-k-s-petrova-vodkina (accessed: 27.08.2023).
Shumsky A. Obratnaya perspektiva O zagadke russkoj dushi [Reverse perspective On the mystery of the Russian soul]. URL: https://ruskline.ru/analitika/2011/04/30/obratnaya_perspektiva (accessed: 27.08.2023).
Yuon K.F. Ob iskusstve [On Art]. M. 1959, vol.1, p.47.
Deregowski J.B., Bentley A.M. Perception of pictorial space by bushmen. International Journal of Psychology, 1986, vol. 21, pp. 46-57.
Deregowski J.B., Muldrow E.S., Muldrow W.F. Pictorial recognition in a remote Ethiopian population. Perception, 1990, vol. 1, pp. 89-101.
.Hudson W. Pictorial depth perception in subcultural groups in Africa. Journal of Social Psychology, 1960, vol. 52, pp. 67-84.
Segall M.H., Campbell D.T., Herskovitz M.J. The Influence of Culture on Visual Perception. Indianapolis, 1966, 122 p. 34. Antonova, Clemena. On the problem of “reverse perspective”: definitions east and west. Leonardo, 2010, vol. 43 (5), pp. 464–469, https://doi.org/10.1162/LEON_a_00039
Copyright (c) 2023 Maxim S. Lytov
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.