КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СТАРООБРЯДЦЕВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВОСТОЧНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ

  • Tatiana V. Mishina ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
  • Natalia S. Kondakova ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» https://orcid.org/0000-0002-7477-2279
Ключевые слова: социокультурное пространство, культурное наследие, традиция, культурная память, старообрядчество

Аннотация

Обоснование. Социокультурное пространство Восточного Забайкалья представлено широким этнокультурным многообразием, которое исторически формировалось под влиянием различных факторов. В последующем каждая из культур, появившихся в Забайкалье внесла свой вклад в культурное пространство региона. Однако на сегодняшний день происходит изменение значимости традиционных культур, появляются новые ценности, которые оказываются более востребованными в условиях современности, отсюда утрата традиционной культуры, исчезновение культурного наследия. Актуальным становится вопрос сохранения и передачи традиционной культуры.

В контексте анализа культурного наследия изучены концепции М. Хальбвакса, Э. Хобсбаума, П. Нора, Г. Пекхама, А.В. Лисицкого, О.Б. Мамаевой, В.А. Кучмаевой, А.А. Копсергенова Старообрядчество в Забайкалье исследовали Болонев Ф.Ф., Гаврилова Е.А. и др.

Материалы и методы. Обращение к теоретическим концепциям в области культурного наследия показывает тесную взаимосвязанность культурного наследия и памяти. Зарубежные концепции М. Хальбвакса, Э. Хобсбаума, П. Нора, Г. Пекхама, а также отечественные А.В. Лисицкого, О.Б. Мамаевой, В.А. Кучмаевой, А.А. Копсергеновой фиксируют взаимозависимость культурного наследия и культурной памяти. В работе используются общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение.

Результаты и выводы. Культурное наследие оставаясь «живым» позволяет воспроизводить его и остается актуальным в современности, однако превращение наследия в память приводит к его восстановлению, изобретению традиции, закреплению в местах памяти, восстановлению в силу востребованности в сфере экономики и туризма. В рамках государственных проектов, туристических запросов происходит возрождение данной традиции в фольклоре, материальных элементах, однако о возрождении духовной традиции старообрядчества вопрос остается открытым.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Tatiana V. Mishina, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»

кандидат философских наук, доцент кафедры философии, культуроведения и социальных коммуникаций

Natalia S. Kondakova, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Литература

Список литературы

Бровчук Н.М. Историческая память и идея ее реконструкции в концепции Мориса Хальбвакса. https://kilinson.com/story/2021/03/12/istorichyeskaya–pamyat–i–idyeya–yeyo–ryekonstruktsii–v–kontsyeptsii–morisa–khalbvaksa/?ysclid=lhj701tf4691384500

Васильева С.В. Старообрядцы в Забайкалье. Улан-Удэ, 2003. С. 49.

Гаврилова Е.А. Трансформация системы традиционных ценностей семейских Забайкальского края в условиях современности: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.13 / Гаврилова Елена Александровна. Чита, 2010. 184 с.

Жукова Н.Н. Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья в содержании социокультурной деятельности и этнокультурного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 2003. 200 c.

Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Изд-во Правда, 1991. С. 148.

Лисицкий А.В. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01: Москва, 2004. 151 c.

Мазенкова А.А. Эволюция понимания культурного наследия – история и современность: региональный аспект // Национальные приоритеты России. 2013. № 1 (8). С. 28.

Нора П. Проблематика мест памяти Франция–память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. СПб.: СПбГУ, 1999. С. 19.

Нечаева А.А. Становление memory studies как отдельной области знания: основные вопросы и понятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2020. №4. С.121-129.

Осипов И.В., Падалкина В.В., Сажина В.А. Российское старообрядчество в системе государственно-конфессиональных отношений // Государственное управление. 2017. №63. С. 116-135.

Петрова Е.В. Старообрядцы Забайкалья: особенности формирования этноконфессиональной группы и основные направления развития в современных условиях // Известия Иркутского государственного университета. 2017. Т.19. С. 70-76

Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3 (40-41). С. 8–27.

Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии, 2000. № 1. С. 47-62.

Чеканцева З.А. Коллективная память и история // Преподаватель XXI века. 2015. № 4. Часть 2. С. 229-239.

Шиманская О.К. Старообрядчество в современной политической культуре: европейские ценности // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2019. №3. С. 117-124.

Широкалова Г.С. Старообрядцы. Меморализация в памяти // Старообрядчество: история, культура, современность. Коллективная монография. В 2-х томах. Нижний Новгород, 2019. Том 2. С. 131-144.

References

Brovchuk N.M. Istoricheskaya pamyat’ i ideya ee rekonstruktsii v kontseptsii Morisa Khal’bvaksa [Historical memory and the idea of its reconstruction in the concept of Maurice Halbwachs]. https://kilinson.com/story/2021/03/12/istorichyeskaya–pamyat–i–idyeya–yeyo–ryekonstruktsii–v–kontsyeptsii–morisa–khalbvaksa/?ysclid=lhj701tf4691384500

Vasil’eva S.V. Staroobryadtsy v Zabaykal’e [Old Believers in Transbaikalia]. Ulan-Ude, 2003, p. 49.

Gavrilova E.A. Transformatsiya sistemy traditsionnykh tsennostey semeyskikh Zabaykal’skogo kraya v usloviyakh sovremennosti [Transformation of the system of traditional values of the Zabaikalskiy krai Semeiskie in the conditions of modernity]. Chita, 2010, 184 p.

Zhukova N.N. Traditsionnaya kul’tura staroobryadtsev (semeyskikh) Zabaykal’ya v soderzhanii sotsiokul’turnoy deyatel’nosti i etnokul’turnogo obrazovaniya [Traditional culture of the Old Believers (Semeisky) of Transbaikalia in the content of sociocultural activity and ethno-cultural education]. Moscow, 2003, 200 p.

Klyuchevskiy V.O. Istoricheskie portrety [Historical portraits]. Moscow: Izd-vo Pravda, 1991, p. 148.

Lisitskiy A.V. Kul’turnoe nasledie kak resurs ustoychivogo razvitiya [Cultural heritage as a resource of sustainable development]. Moscow, 2004, 151 p.

Mazenkova A.A. Natsional’nye prioritety Rossii, 2013, no. 1 (8), p. 28.

Nora P. Problematika mest pamyati Frantsiya–pamyat’ [Problematics of memory places France-memory] / P. Nora, M. Ozuf, Zh. de Pyuimezh, M. Vinok. SPb.: SPbGU, 1999, p. 19.

Nechaeva A.A. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2020, no. 4, pp. 121-129.

Osipov I.V., Padalkina V.V., Sazhina V.A. Gosudarstvennoe upravlenie, 2017, no. 63, pp. 116-135.

Petrova E.V. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017, vol. 19, pp. 70-76.

Khal’bvaks M. Neprikosnovennyy zapas, 2005, no. 2-3 (40-41), pp. 8–27.

Khobsbaum E. Vestnik Evrazii, 2000, no. 1, pp. 47-62.

Chekantseva Z.A. Prepodavatel’ XXI veka, 2015, no. 4, part 2, pp. 229-239.

Shimanskaya O.K. Nauchno-analiticheskiy vestnik IE RAN, 2019, no. 3, pp. 117-124.

Shirokalova G.S. Staroobryadchestvo: istoriya, kul’tura, sovremennost’. Kollektivnaya monografiya [Old Believers: history, culture, modernity. Collective monograph]. In 2 volumes. Nizhniy Novgorod, 2019, vol. 2, pp. 131-144.

Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
Mishina, T., & Kondakova, N. (2023). КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СТАРООБРЯДЦЕВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВОСТОЧНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ. Russian Studies in Culture and Society, 7(4), 127-143. https://doi.org/10.12731/2576-9782-2023-4-127-143
Раздел
Оригинальные статьи