КОНЦЕПТ НАЦИОНАЛЬНОГО ГЕРОЯ-«КЪОНАХ» В ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ В ПЕРИОД ЧЕЧЕНСКОГО КРИЗИСА (90-Х ГГ. ХХ В.)
Аннотация
Статья посвящена исследованию художественной интерпретации концепта «Къонах» (национального героя) в чеченской живописи и графике в 1990-х гг.
Целью настоящей статьи является выявление и описание структурно-семантических особенностей образа-концепта «Къонах» и его отражения в профессиональном национальном изобразительном искусстве, что весьма актуально в контексте не только чеченской, но и российской культуры. Хронологические рамки исследования охватывают период т.н. первой чеченской войны или операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне (1994-1996 гг.) и поствоенные годы (1996-1999 гг.). В визуальной культуре этого времени появляются образы национальных лидеров, несущих на данном этапе не столько эстетическую, сколько идеологическую нагрузку. Бейбулат Таймиев, Зелимхан Харачоевский, Байсангур Беноевский и другие герои становятся в определенном смысле символами чеченской культуры и по сей день присутствуют в ней. Анализируются героические образы (в их тесной связи с важнейшим национальным концептом), получившие воплощение в интерпретации чеченских художников в этот период. Для исследования выбраны наиболее профессионально исполненные произведения Султана Абаева, Харона Исаева, Саида Бицираева, Хасана Седиева, которым свойственна не только патриотическая направленность, но и завуалированная форма восприятия атмосферы современности.
Методология исследования предопределена целью исследования, основана на искусствоведческом, компаративном и системно-конструктивном анализе. Использование историко-биографического метода позволяет проследить влияние конкретных исторических персоналий на процесс создания живописного образа.
Результаты. Новизна исследования заключается в обращении к истокам концепта «Къонах» в произведениях чеченских художников, нашедшего проявление в определенных исторических условиях. К выводам исследования относится заключение о возможностях «художественно-образной интерпретации философских концептов», способствующих созданию новых художественных реалий путем трансляции чувств героизма, патриотизма, чести, с использованием приемов воспитания, основанных на традициях чеченцев/нохчий. Образ-концепт «Къонах» является одной из аксиологических доминант, на которых основано существование самобытной этнической культуры. По сути, настоящая «чеченскость», как свойство национального характера, проявляется наличием в ней связей с кодексом «къонахалла».
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при анализе проблем национального изобразительного искусства чеченского народа указанного периода в контексте художественного пространства России.
Скачивания
Литература
Список литературы
Абадиева М. Экранный образ Абрека Зелимхана // Сборник научных статей Института социальных исследований. Ингушский государственный университет, Институт социальных исследований. Магас, 2017. С. 3-15.
Абаев С. Картина «Байсангур». 1999, х.м. 80х100 см. Хранится в Мемориальном комплексе Славы им. А.А. Кадырова».
Бадаева Л.А. Накануне (образ абрека Зелимхана в творчестве чеченских художников) // Известия Чеченского государственного университета. 2018. № 2 (10). С. 132-137.
Джамбекова Т.Б. Композиционно-структурные особенности повествования в прозе М. Мамакаева (на материале романов «Мюрид революции» и «Зелимхан») / Джамбекова Т.Б., Товсултанова Д.С. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2021. № 2 (277). С. 122-129.
Довлеткиреева Л.М. Базисные концептуальные метафоры в системе чеченской поэтической образности / Л. М. Довлеткиреева, В. Ш. Расумов // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2022. № 3. С. 89-95.
Довлеткиреева Л.М. Концепт «конь» в чеченской литературе и фольклоре // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2019. № 3. С. 16-21.
Ильясов Л. Культура чеченского народа. М., 2009. 264 с.
Мазаева Т.А. Чеченцы (нохчий): ранний этап этногенеза //Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2022. №4 (59). С. 47-57.
Мусханова И.В. Нравственные концепты в чеченской литературе // Педагогический вестник. 2020. № 14. С. 76-78.
Мусханова И.В. Кодекс чести «Къонахалла» в контексте культуры воспитания чеченцев // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2011. № 2 (15). С. 220-223.
Никаев Р.М. Чеченский кризис как проблема государственности современной России // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2008. №6. С. 64 -69
Осмаев М.К. Чеченцы: обычаи, традиции, обряды (историко-культурные аспекты проблемы). Монография. Грозный: издательство ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 2016. 176 с.
Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Москва: Академический Проект, 2004. 428 с.
Тесаев З.А. Байсангур Беноевский (1794-1861) // Исторические личности Чечни (XI-XХI вв.): Сборник статей. Том I. Книга I. – Грозный: Акционерное общество «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2020. С. 192-204.
Яхьяева З.И. Нравственные концепты в произведениях современной чеченской литературы // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4(89). С. 515-517.
Нунуев С-Х. М. Чеченцы. Москва: Голос-Пресс, 2008. 415 с.
Байсангур Беноевский (герой Кавказской войны ХIХ века) / Академия наук Чеченской Республики. https://anchr.ru/2019/04/o-bajsangure-benoevskom-geroe-kavkazskoj-vojny-hih-veka/ (дата обращения: 22.11.2023).
References
Abadieva M. Sbornik nauchnykh statey Instituta sotsial’nykh issledovaniy [Collection of scientific articles of the Institute of Social Studies]; Ingush State University, Institute of Social Research. Magas, 2017,pp. 3-15.
Abaev S. Painting “Baisangur”. 1999, 80x100 cm. Stored in the A.A. Kadyrov Memorial Complex of Glory.
Badaeva L.A. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, no. 2 (10), pp. 132-137.
Dzhambekova T.B., Tovsultanova D.S. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie, 2021, no. 2 (277), pp. 122-129.
Dovletkireeva L.M., Rasumov V.Sh. Filologicheskie nauki. Nauchnye doklady vysshey shkoly, 2022, no. 3, pp. 89-95.
Dovletkireeva L.M. Vestnik VGU. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika, 2019, no. 3, pp. 16-21.
Il’yasov L. Kul’tura chechenskogo naroda [Chechen Culture]. M., 2009, 264 p.
Mazaeva T.A. Vestnik Akademii nauk Chechenskoy Respubliki, 2022, no. 4 (59), pp. 47-57.
Muskhanova I.V. Pedagogicheskiy vestnik, 2020, no. 14, pp. 76-78.
Muskhanova I.V. Vestnik Akademii nauk Chechenskoy Respubliki, 2011, no. 2 (15), pp. 220-223.
Nikaev R.M. Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskiy region. Seriya: Obshchestvennye nauki, 2008, no. 6, pp. 64 -69
Osmaev M.K. Chechentsy: obychai, traditsii, obryady (istoriko-kul’turnye aspekty problemy) [Chechens: Customs, Traditions, Rites (Historical and Cultural Aspects of the Problem)]. Groznyy: Chechen State University, 2016, 176 p.
Stepanov Yu.S. Konstanty: Slovar’ russkoy kul’tury [Konstants: Dictionary of Russian culture]. Moscow: Academic Project, 2004, 428 p.
Tesaev Z.A. Istoricheskie lichnosti Chechni (XI-XKhI vv.): Sbornik statey [Historical Personalities of Chechnya (XI-XXI centuries): A Collection of Articles]. Volume I. Book I. Grozny: Grozny Worker, 2020, pp. 192-204.
Yakh’yaeva Z.I. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, 2021, no. 4(89), pp. 515-517.
Nunuev S-Kh. M. Chechentsy [Chechens]. Moscow: Golos-Press, 2008, 415 p.
Baysangur Benoevskiy (geroy Kavkazskoy voyny XIX veka) [Baysangur Benoevsky (Hero of the Caucasian War of the 19th Century)] / Academy of Sciences of the Chechen Republic. https://anchr.ru/2019/04/o-bajsangure-benoevskom-geroe-kavkazskoj-vojny-hih-veka/
Copyright (c) 2024 Zarema R. Khamzatova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.