КОНФЛИКТ РЕАЛЬНОСТИ И ФАНТАСТИЧЕСКОГО ВЫМЫСЛА В ПОВЕСТИ АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО «ГРАФ КАЛИОСТРО»
Аннотация
В статье рассматривается законченная в период эмиграции повесть Алексея Николаевича Толстого «Граф Калиостро»: имеющая в основе реальный исторический факт (посещение в 1779−1780 гг. России итальянского авантюриста Джузеппе Бальзамо, называющего себя графом Калиостро), она сочетает реальность с фантастическим вымыслом, а обращение к произведениям с использованием фантастического элемента на сегодняшний день весьма актуально. На первый взгляд сложные жизненные перипетии должны были определить предпочтение фантастики над реальностью, но в «Графе Калиостро» фантастический вымысел вступает в конфликтные отношения с миром реальности; доказательство этого тезиса становится целью статьи. Используя проблемный, сравнительно-сопоставительный, культурно-исторический, хронологический, и биографический методы автор решает поставленную цель путем сравнения «Графа Калиостро» с написанной в то же время повестью А.Н. Толстого «Детство Никиты» и созданной ранее поэмой А.К. Толстого «Портрет»; одновременное сравнение этих произведений ранее не производилось и представляет научную новизну представленной статьи. Автор приходит к выводу, что в сложное время нравственных поисков А.Н. Толстой не желает спрятаться от жизненных проблем в мире фантастической вселенной, конфликт реальности и фантастического вымысла решается в пользу торжества реальной земной любви. Эта способность предпочесть суровую реальность сказочному вымыслу скажется как на последующем творчестве, так и на жизненном пути А.Н. Толстого.
Скачивания
Литература
Список литературы
Баранов В.И. Революция и судьба художника. М.: Советский писатель, 1983. 461 с.
Баратынский Е. Последний поэт // Русская поэзия XIX века. М.: Художественная литература, 1974. Т. 1. С. 391.
Гик А.В. Особенности воплощения образа Калиостро у А. Толстого и М. Кузмина: от мистики до обмана // Новые российские гуманитарные исследования. 2018. № 13. С. 65.
Гурова Т.М. Категория чудесного в художественном мире А.Н. Толстого «Детство Никиты»: способы создания образов и их художественная нагрузка // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сборник материалов научно-практических конференций. Владимир: ВГУ, 2022. С. 2260-2265.
Зотов В.Р. Калиостро, его жизнь и пребывание в России // Русская старина. 1875. № 12. С. 50-83.
Карнович Е. Калиостро в Петербурге // Древняя и новая Россия. 1875. № 2. С. 184-200.
Лазарев В.А. Из истории литературных отношений первой четверти двадцатого столетия // Очерки по истории советской литературы. Ученые записки МОПИ им. Н.К. Крупской. М., 1962. Т. CXVI. Сб. 3. С. 168-169.
Полякова Н.Ф. Поэтика фантастического пространства в повестях А.К. Толстого «Упырь» и А.Н. Толстого «Граф Калиостро» // Славянский мир: духовные традиции и словесность. Сборник материалов международной научной конференции, посвящается 300-летию А.П. Сумарокова, 200-летию А.К. Толстого. Тамбов: Принт-Сервис, 2017. С. 120-127.
Полякова Н.Ф. Реальное и фантастическое в хронотопе повести А.Н. Толстого «Граф Калиостро» // Yearbook of Eastern European Studies. 2016. № 6. С. 219-231.
Солонович А.О. Трансформация образа графа Калиостро в фильме М.А. Захарова «Формула любви» // Новые российские гуманитарные исследования. 2018. № 13. С. 83.
Толстая Е.Д. «Дёготь и мёд»: Алексей Толстой как неизвестный писатель (1917-1923). М.: РГГУ, 2006. 685 с.
Толстая Е.Д. Ключи счастья: Алексей Толстой и литературный Петербург. Москва: Новое обозрение, 2013. 533 с. «настоящая тяжелая чертовщина» (с. 336).
Толстой А.К. Портрет // Толстой А.К. Собрание сочинений в 4 томах. М.: Правда. 1969. Т. 1. С. 511-535.
Толстой А.Н. Граф Калиостро // Толстой А.Н. Собрание сочинений в 10 томах. М.: Художественная литература, 1958. Т. 3. Повести и рассказы 1917 −1924. С. 115-150.
Толстой А.Н. Детство Никиты // Толстой А.Н. Собрание сочинений в 10 томах. М.: Художественная литература, 1958. . Т. 3. Повести и рассказы 1917 −1924. С. 151-251.
References
Baranov V.I. Revolyuciya i sud'ba hudozhnika [Revolution and the fate of the artist]. M.: Sovetskij pisatel Publ., 1983, 461 p.
Baratynskij E. Poslednij poet [The Last Poet]. Russkaya poeziya XIX veka [Russian Poetry of the XIX century]. M.: Hudozhestvennaya literatura Publ., 1974, vol. 1, p. 391.
Gik A.V. Osobennosti voploshcheniya obraza Kaliostro u A. Tolstogo i M. Kuzmina: ot mistiki do obmana [Features of the embodiment of the image of Cagliostro by A. Tolstoy and M. Kuzmin: from mysticism to deception]. Novye rossijskie gumanitarnye issledovaniya, 2018, no. 13, p. 65.
Gurova T.M. Kategoriya chudesnogo v hudozhestvennom mire A.N. Tolstogo «Detstvo Nikity»: sposoby sozdaniya obrazov i ih hudozhestvennaya nagruzka [The category of the miraculous in the artistic world of A.N. Tolstoy “Nikita’s Childhood”: methods of creating images and their artistic load]. Dni nauki studentov Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovyh. Sbornik materialov nauchno-prakticheskih konferencij [Days of Science of students of Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletov. Collection of materials of scientific and practical conferences]. Vladimir: VGU Publ., 2022, pp. 2260-2265.
Zotov V.R. Kaliostro, ego zhizn' i prebyvanie v Rossii [Cagliostro, his life and stay in Russia]. Russkaya starina, 1875, no. 12, pp. 50-83.
Karnovich E. Kaliostro v Peterburge [Cagliostro in St. Petersburg]. Drevnyaya i novaya Rossiya, 1875, no. 2, pp. 184-200.
Lazarev V.A. Iz istorii literaturnyh otnoshenij pervoj chetverti dvadcatogo stoletiya [From the history of literary relations of the first quarter of the twentieth century]. Ocherki po istorii sovetskoj literatury. Uchenye zapiski MOPI im. N.K. Krupskoj. M., 1962, vol. CXVI, no. 3, pp. 168-169.
Polyakova N.F. Poetika fantasticheskogo prostranstva v povestyah A.K. Tol-stogo «Upyr'» i A.N. Tolstogo «Graf Kaliostro» [Poetics of fantastic space in the stories of A.K. Tolstoy “Ghoul” and A.N. Tolstoy "Count Cagliostro"]. Slavyanskij mir: duhovnye tradicii i slovesnost'. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyashchaetsya 300-letiyu A.P. Sumarokova, 200-letiyu A.K. Tolstogo [Slavonic World: spiritual traditions and literature. Collection of materials of the international scientific conference, dedicated to the 300th anniversary of A.P. Sumarokov, 200th anniversary of A.K. Tolstoy]. Tambov: Print-Service Publ., 2017, pp. 120-127.
Polyakova N.F. Real'noe i fantasticheskoe v hronotope povesti A.N. Tol-stogo «Graf Kaliostro» [Real and fantastic in the chronotope of the story by A.N. Tolstoy "Count Cagliostro"]. Yearbook of Eastern European Studies, 2016, no. 6, pp. 219-231.
Solonovich A.O. Transformaciya obraza grafa Kaliostro v fil'me M.A. Zaha-rova «Formula lyubvi» [Transformation of the image of Count Cagliostro in the film by M.A. Zakharov “Formula of Love”]. Novye rossijskie gumanitarnye issledovaniya, 2018, no. 13, p. 83.
Tolstaya E.D. «Dyogot' i myod»: Aleksej Tolstoj kak neizvestnyj pisatel' (1917-1923). [“Tar and Honey”: Alexey Tolstoy as an unknown writer (1917-1923)]. M.: RGGU Publ., 2006, 685 p.
Tolstaya E.D. Klyuchi schast'ya: Aleksej Tolstoj i literaturnyj Peterburg [Keys of happiness: Alexei Tolstoy and literary Petersburg]. Moscow: Novoe Obozrenie Publ., 2013, 533 p.
Tolstoj A.K. Portret [Portrait]. Tolstoj A.K. Sobranie sochinenij v 4 tomah [Tolstoy A.K. Collected Works in 4 volumes]. M.: Pravda Publ., 1969, vol. 1, pp. 511-535.
Tolstoj A.N. Graf Kaliostro [Count Cagliostro]. Tolstoj A.N. Sobranie so-chinenij v 10 tomah [Tolstoy A.N. Collected Works in 10 volumes]. M.: Hudozhestvennaya literature Publ., 1958, vol. 3, Povesti i rasskazy 1917-1924, pp. 115-150.
Tolstoj A.N. Detstvo Nikity [Nikita's childhood]. Tolstoj A.N. Sobranie so-chinenij v 10 tomah [Tolstoy A.N. Collected Works in 10 volumes]. M.: Hudozhestvennaya literature Publ., 1958, vol. 3, Povesti i rasskazy 1917-1924, pp. 151-251.
Copyright (c) 2024 Elena M. Kiryukhina
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.