ОНЛАЙН-ШКОЛА: БИОГРАФИЧЕСКИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТИ
Аннотация
Цель. Проанализировать разработку и реализацию альтернативного образовательного маршрута школьниками и их семьями, а именно переход в старших классах в онлайн-школу.
Методы проведения работы. В исследовании использовался биографический метод: сбор автобиографических сочинений об образовательном пути и полученном в онлайн-школах образовательном опыте. Дополнительный эмпирический подход - интервьюирование по электронной почте.
Результаты. Выявлены восемь групп причин выбора обучения в онлайн-школах в старших классах. Наиболее значимые мотивы: недовольство качеством преподавания и низкая успеваемость в прежней школе, персонализация образовательной программы. Среди других причин предпочтение формата онлайн-обучения подготовка к государственным экзаменам и поступлению в университет, обеспечение безопасности, проблемы со здоровьем, переезд. Решение о смене образовательного маршрута школьника принимает семья, причем родители и ранее меняли ребенку школу. Учащиеся старших классов онлайн-школ проявляют повышенный интерес к техническому образованию и получению технических профессий. Познавательные границы сбора биографических сочинений определяются особенностями реконструирования образовательной биографии. Авторы текстов преувеличивают самостоятельность в планировании и осуществлении образовательного маршрута, включая переход на онлайн-обучение. В биографических сочинениях занижена роль семьи в принятии и реализации образовательных решений. Проблема преодолевается за счет дополнительного интервьюирования авторов текстов.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в социальной политике в сферах образования и рынка труда. А также в обучении студентов и аспирантов социологических специальностей.
Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-01521, https://rscf.ru/project/24-28-01521/
Скачивания
Литература
Список литературы
Адамович К. А. Образовательные траектории российских учащихся после 9-го класса в 2000-2017 гг.: типы региональных ситуаций и предикторы различий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 1. С. 116-142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.1.1792
Александров Д.А., Тенишева К.А., Савельева С.С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66-91. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-3-66-91
Анурова Н.И. Цифровые технологии в образовании/ Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Коломна: ГСГУ, 2018. С. 29-32.
Власенко А.Р. Онлайн-школа: за и против// Studarctic Forum. 2021. № 2. С. 129-133.
Воеводина Е.В. Анализ «третьей миссии университетов» в разрезе образовательных рисков цифрового неравенства // Цифровая социология. 2022. № 1. С. 54-63. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-1-54-63
Докторов Б.З. Биографические интервью с коллегами-социологами / Ред.-сост. А.Н.Алексеев. М.: ЦСПиМ, 2011. URL:http://www.socioprognoz.ru/index.php?page_id=74&id=183 (дата обращения: 14.08.2024).
Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Сенина Н. А. Решение семей о смене школы: контексты выбора // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2024. № 3. С. 179-203. https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.3.2541
Каневский Е.А., Саганенко Г.И. и др. Диалоговая система классификации и анализа текстов // Социология 4М. 1997. № 9. С. 198-215.
Ковалев В.В., Сорокин О.В. Онлайн-образование студенческой молодежи в условиях пандемии: рефлексия опыта // Социальное пространство. 2021. № 3. С. 1-17. https://doi.org/10.15838/sa.2021.3.30.1
Кравченко С.А. Социология цифровизации. М.: Юрайт, 2021. 236 с. URL: https://urait.ru/bcode/543993 (дата обращения: 20.08.2024).
Леонидова Г.В.. Валиахметов Р.М., Баймурзина Г.Р., Бабич Л.В. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в оценках учителей и родителей обучающихся // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. № 4. С. 202-219. https://doi.org/10.15838/esc.2020.4.70.12
Минпросвещения России. 2023. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/70ecc3b178e0b8397d234697c42e0ad8/ (дата обращения: 04.08.2024).
Онлайн-школа против классической: как лучше учиться. 2020. URL: https://rb.ru/young/online-vs-offline/ (дата обращения: 09.08.2024).
Петрова А.А. Дисциплинарный дискурс в социологии интернета// Социологический журнал. 2003. № 4. С. 34-49. URL: https://www.journal-socjournal.ru/index.php/socjour/article/view/811/765 (дата обращения: 12.08.2024).
Петряева Е. Ю., Агеева Н. С., Яшина И. А. Сравнительный анализ развития альтернативного школьного образования в крупных городах России // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2023. № 17. С. 10–33. http://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.2.01
Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования. 2024. URL: https://edtechs.ru/?ysclid=lyzk9xokt7202878920 (дата обращения: 08.07.2024).
Рогозин Д.М., Солодовникова О.Б., Ипатова А.А. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 271-300. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-271-300
Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Андрианов С.С., Артеменков С.Л. Особенности восприятия онлайн-обучения в период пандемии COVID-19 подростками и учителями общеобразовательной школы // Психологическая наука и образование. 2022. № 6. C. 68-83. https://doi.org/10.17759/pse 2022270606
Селукова Д.С. Системный подход в формировании индивидуальных образовательных маршрутов в условиях дистанционного обучения на примере образовательного ресурса «Фоксфорд» // Методист. 2020. № 7. С. 34-37.
Смирнов Р.Г. Операционализация феномена «поколение онлайн»// Цифровая социология. 2019. № 4. С. 31-38. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-4-31-38
Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования // Вопросы инновационной экономики. 2021. № 3. С. 1273–1288. https://doi.org/10.18334/vinec.11.3.113470
Чмыхова Е.В. Социальные риски электронного обучения в цифровом обществе// Цифровая социология. 2020. № 1. С. 4-11. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-1-4-11
Dichev C., Dicheva D., Irwin K. Gamifying Learning for Learners// International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2020. Vol. 17. Article no 54. https://doi.org/10.1186/s41239-020-00231-0
Halverson L.R., Graham C. R. Learner Engagement in Blended Learning Environments: A Conceptual Framework // Online Learning. 2019. Vol. 23. No 2. P. 145–178. https://doi.org/10.24059/olj.v23i2.1481
Heilporn G., Lakhal S., Bélisle M. An Examination of Teachers’ Strategies to Foster Student Engagement in Blended Learning in Higher Education// International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2021. Vol. 18. https://doi.org/10.1186/s41239-021-00260-3
Simonsen I.-E., Rundmo T. The Role of School Identification and Self- Efficacy in School Satisfaction Among Norwegian High- School Students // Social Psychology of Education. 2020. Vol. 23. P. 1565-1586. https://doi.org/10.1007/s11218-020-09595-7
Terrin É., Triventi M. The Effect of School Tracking on Student Achievement and Inequality: A Meta- Analysis // Review of Educational Research. 2023. Vol. 93. No 2. P. 236-274. https://doi.org/10.3102/00346543221100850
Wynn J. Digital sociology: emergent technologies in the field and the classroom // Sociological Forum. 2009. No 24(2). P. 448−456.
References
Adamovich K. A. Educational Trajectories of Russian Students after the 9th Grade in 2000—2017: Types of Regional Situations and Their Predictors. Monitoring of Public Opini¬on: Economic and Social Changes, 2022, no. 1, pp. 116–142. https://doi.org/10.14515/monitor-ing.2022.1.1792
Alexandrov D.A., Tenisheva K.A., Savelyeva S.S. No-Risk Mobility: Through College to University. Educational Studies Moscow, 2015, no. 3, pp. 66-91. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-3-66-91
Anurova N.I. Digital Technologies in Education. Digital Society as a Cultural and Historical Context of Human Development. Kolomna: GSGU, 2018, pp. 29-32.
Vlasenko A.R. Online School: Pros and Cons. Studarctic Forum, 2021, no. 2, pp. 129-133.
Voevodina E.V. Analysis of the “Third Mission of Universities” in the Aspect of Educational Risks of Digital Divide. Digital Sociology, 2022, vol. 5, no. 1, pp. 54–63. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-1-54-63
Doktorov B.Z. Biographical Interviews with Fellow Sociologists/Ed.-comp. A.N. Alekseev. Moscow: CSPiM, 2011. URL: http://www.socioprognoz.ru/index.php?page_id=74&id=183 (accessed 08/12/2024).
Zair-Bek S. I., Mertsalova T. А., Senina N. А. Families' Decisions on Changing Schools: Choice Contexts. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 2024, no. 3, pp. 179–203. https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.3.2541
Kanevskiy E.A., Saganenko G.I. and etc. Dialogue System and Text Analysis. Sociology 4M, 1997, no. 9, рр. 198–215.
Kovalev V.V., Sorokin O.V. Online Education of Students in the Pandemic: Reflection of Experience. Social Area, 2021, no. 3, pp. 1-17. https://doi.org/10.15838/sa.2021.3.30.1
Kravchenko S.A. Sociology of Digitalisation. Moscow: Yurait, 2021, 236 p. URL: https://urait.ru/bcode/543993 (accessed 08/19/2024).
Leonidova G.V., Valiakhmetov R.M., Baimurzina G.R., Babich L.V. Problems and Prospects of Online Learning in the Estimates Provided by Teachers and Students’ parents. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2020, vol. 13, no. 4, pp. 202–219. https://doi.org/10.15838/esc.2020.4.70.12
Minprosveshhenija Rossii [The Ministry of Education of Russia]. 2023. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/70ecc3b178e0b8397d234697c42e0ad8/ (accessed 08/14/2024).
Onlajn-shkola protiv klassicheskoj: kak luchshe uchit'sja [Online School Versus Classical: How to Study Better]. 2020. URL: https://rb.ru/young/online-vs-offline/ (accessed 07/07/2024).
Petrova A.A. Disciplinarnyj diskurs v sociologii interneta [Disciplinary discourse in the Sociology of the Internet]. Sociological Journal, 2003, no. 4, pp. 34-49. URL: https://www.journal-socjournal.ru/index.php/socjour/article/view/811/765 (accessed 08/12/2024).
Petryaeva E. Yu., Ageeva N. S., Yashina I. A. A Comparative Study of Alternative School Education in Big Cities of Russia. MCU Journal of Pedagogy and Psychology, 2023, no. 17, pp. 10–33. http://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.2.01
Rejting krupnejshih kompanij na rynke onlajn-obrazovanija [The Rating of the Largest Companies in the Online Education Market]. 2024. URL: https://edtechs.ru/?ysclid=lyzk9xokt7202878920 (accessed 07/08/2024).
Rogozin D. M., Solodovnikova O.B., Ipatova A.A. How University Teachers View the Digital Transformation of Higher Education. Educational Studies Moscow, 2002, no. 1, pp. 271–300. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-271-300
Rubtsova O. V., Poskakalova T. A., Andrianov S. S., Artemenkov S. L. Adolescents’ and Secondary School Teachers’ Perception of Online Learning Under COVID-19 Pandemic. Psychological Science and Education, 2020, vol. 25, no. 6, pp. 68-83. https://doi.org/10.17759/pse 2022270606
Selukova D.S. A systematic Approach to the Formation of individual educational Rroutes in the Context of distance Learning on the Example of the educational Resource "Foxford". Metodist [The Methodologist], 2020, vol. 7, pp. 34-37.
Smirnov R.G. Operationalization of the “Online Generation” phenomenon. Digital sociology, 2019, vol. 2, no. 4, pp. 31–38. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-4-31-38
Suleymankadieva A.E., Petrov M.A., Aleksandrov I.N. Digital Educational Ecosystem: the Genesis and Prospects for the Development of Online Education. Russian Journal of Innovation Economics, 2021, no. 3, pp. 1273–1288. https://doi.org/10.18334/vinec.11.3.113470
Chmykhova E.V. Social Risks of E-learning in a Digital Society. Digital sociology, 2020, vol. 3, no. 1, pp. 4–11. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-1-4-11
Dichev C., Dicheva D., Irwin K. Gamifying Learning for Learners. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 2020, vol. 17, Article no 54. https://doi.org/10.1186/s41239-020-00231-0
Halverson L.R., Graham C. R. Learner Engagement in Blended Learning Environments: A Conceptual Framework. Online Learning, 2019, vol. 23, no. 2, pp. 145–178. https://doi.org/10.24059/olj.v23i2.1481
Heilporn G., Lakhal S., Bélisle M. An Examination of Teachers’ Strategies to Foster Student Engagement in Blended Learning in Higher Education. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 2021, vol. 18. https://doi.org/10.1186/s41239-021-00260-3
Simonsen I.-E., Rundmo T. The Role of School Identification and Self- Efficacy in School Satisfaction Among Norwegian High- School Students. Social Psychology of Education, 2020, vol. 23, pp. 1565-1586. https://doi.org/10.1007/s11218-020-09595-7
Terrin É., Triventi M. The Effect of School Tracking on Student Achievement and Inequality: A Meta- Analysis. Review of Educational Research, 2023, vol. 93, no. 2, pp. 236-274. https://doi.org/10.3102/00346543221100850
Wynn J. Digital sociology: emergent technologies in the field and the classroom. Sociological Forum, 2009, no. 24 (2), pp. 448-456.
Copyright (c) 2024 Zoya V. Proshkova, Evgeniy D. Yeremenko
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.