«СМЕРТЬ АВТОРА» В ЭПОХУ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация
Статья посвящена вопросам трансформации авторства и субъектности, которая наблюдается в современном информационном пространстве. Концепция «смерти автора», разработанная в XX в. философами постмодернизма (В. Беньямином, Ж. Деррида, Р. Бартом, М. Фуко), трактуется как одно из культурфилософских оснований культуры искусственного интеллекта (ИИ). Отмечается, что ИИ оказывает значительное воздействие на современное информационное пространство, усиливая в нём тенденции анонимности, бессубъектности. С помощью методов анализа, синтеза, наблюдения, описания, интерпретации и других анализируются явления «смерти автора» в современном информационном пространстве, как напрямую связанные с ИИ, так и нет. В качестве современных проявлений трансформации авторства рассмотрены отсутствие указания авторов публикаций СМИ, сокрытие авторства в социальных сетях, явление репоста, научный плагиат, игра писателей с псевдонимами и другие явления. Обращается внимание на увеличение числа авторов, снятие противопоставления между авторами и адресатами. Чувствуя себя компонентом сформированного культурного пространства, человек не считает нужным выделять своё авторство, полагая себя просто транслирующим существующие смыслы; это схоже с не-авторской трансляцией нейросетями смыслов человеческой культуры. Делается вывод о том, что ИИ как активный субъект, генерирующий контент в сети интернет, но не претендующий на авторство, оказывает влияние на оценку собственного авторства остальными субъектами информационного пространства, на их отношение к авторству.
Скачивания
Литература
Список литературы
Бажанов В.А., Козина О.А. Феномен плагиата и его восприятие в академической среде // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 48. С. 225–235. https://doi.org/10.17223/1998863Х/48/22
Барт Р. Смерть автора // Р. Барт. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 384-391.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. 340 с.
Викисловарь. URL: https://ru.wiktionary.org (дата обращения: 23.07.2024).
Гройс Б.Е. Генеалогия партиципативного искусства // Художественный журнал. 2007. № 67-68. URL: https://moscowartmagazine.com/issue/25/article/394 (дата обращения: 22.07.2024).
Деррида Ж. Письмо и различие / пер. с франц. А. Гараджи, В. Лапицкого и С. Фокина; сост. и общая ред. В. Лапицкого. СПб.: Акад. проект, 2000. 432 с.
Кострюков В.Е. «Смерть автора» в эпоху искусственного интеллекта: границы человека и нейросети // Человек в информационном обществе: сб. мат. II междунар. науч.-практ. конф. Самара: СНИУ, 2023. С. 855-858.
Крылова М.Н. Социальные угрозы, которые вызывает искусственный интеллект, и реакция на них общества // Studia Humanitatis. 2024. № 1. С. 19.
Лазар М.Г. Плагиат в научных коммуникациях современной эпохи // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2019. № 56. С. 166-175. https://doi.org/10.33933/2074-2762-2019-56-166-175
Лапатин В.А., Покровский Я.А. «Смерть автора» 2.0, или Художественное творение в эпоху компьютеризации искусства // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 1. С. 10.
Медведева Е.Н. Искусственные нейронные сети: новое искусство и трансформация проблемы авторства // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. № 1. С. 146-158. https://doi.org/10.5840/dspl20192115
Проскурина М.А., Меденцева Е.В. Анализ подходов к авторству произведений, созданных искусственным интеллектом // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 98-4. С. 83-85. https://doi.org/10.18411/trnio-06-2023-204
Сапон И.В., Леденев Д.Е. Исследование уровня анонимности на примере социальной сети «ВКонтакте» // Вестник НГУЭУ. 2018. № 1. С. 232-253.
Тимощук А.С. Смерть автора // Философия хозяйства. 2022. № 6 (144). С. 233-241.
Фуко М. Что такое автор? // М. Фуко. Воля к истине: по ту стороны знания, власти и сексуальности: сборник / пер. с фр. М.: Магистериум, Касталь, 1996. С. 7-46.
Ярко А.Н. Акунин-Чхартишвили-Брусникин-Борисова: четыре автора или смерть автора? // Вопросы русской литературы. 2015. № 1 (31/88). С. 146-161.
McCarthy J. Recursive Functions of Symbolic Expressions and Their Computation by Machine, Part I // Communications of the ACM. 1960. Т. 3. № 4. Р. 184-195. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.111.8833&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 22.07.2024).
References
Bazhanov V.A., Kozina O.A. Fenomen plagiata i ego vospriyatie v akademicheskoy srede [The phenomenon of plagiarism and its perception in the academic environment]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya, 2019, no. 48, рр. 225-235. https://doi.org/10.17223/1998863Kh/48/22
Barthes R. Smert' avtora [The death of the author]. R. Barthes. Izbrannye raboty: Semiotika: Poetika. Moscow: Progress, 1989, рр. 384-391.
Benjamin V. Proizvedenie iskusstva v epokhu ego tekhnicheskoy vosproizvodimosti. Izbrannye. Moscow: Medium, 1996. 340 р.
Vikislovar' [Wiktionary]. https://ru.wiktionary.org (accessed 23.07.2024).
Groys B.E. Genealogiya partitsipativnogo iskusstva [Genealogy of participatory art]. Khudozhestvennyy zhurnal, 2007, no. 67-68. https://moscowartmagazine.com/issue/25/article/394 (accessed 22.07.2024).
Derrida Zh. Pis'mo i razlichie [Writing and difference]. St. Petersburg: Academic Project, 2000. 432 р.
Kostryukov V.E. «Smert' avtora» v epokhu iskusstvennogo intellekta: granitsy cheloveka i neyroseti [“The Death of the Author” in the era of artificial intelligence: the boundaries of man and the neural network]. Chelovek v informatsionnom obshchestve: sb. mat. II mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Samara: SNIU, 2023, рр. 855-858.
Krylova M.N. Sotsial'nye ugrozy, kotorye vyzyvaet iskusstvennyy intellekt, i reaktsiya na nikh obshchestva [Social threats caused by artificial intelligence and society’s reaction to them]. Studia Humanitatis, 2024, no. 1, рр. 19.
Lazar M.G. Plagiat v nauchnykh kommunikatsiyakh sovremennoy epokhi [Plagiarism in scientific communications of the modern era]. Uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo gidrometeorologicheskogo universiteta, 2019, no. 56, рр. 166-175. https://doi.org/10.33933/2074-2762-2019-56-166-175
Lapatin V.A., Pokrovskiy Ya.A. «Smert' avtora» 2.0, ili Khudozhestvennoe tvorenie v epokhu komp'yuterizatsii iskusstva [“Death of the Author” 2.0, or Artistic creation in the era of computerization of art]. APRIORI. Ceriya: Gumanitarnye nauki, 2018, no. 1, р. 10.
Medvedeva E.N. Iskusstvennye neyronnye seti: novoe iskusstvo i transformatsiya problemy avtorstva [Artificial neural networks: new art and transformation of the problem of authorship]. Tsifrovoy uchenyy: laboratoriya filosofa, 2019, vol. 2, no. 1, рр. 146-158. https://doi.org/10.5840/dspl20192115
Proskurina M.A., Medentseva E.V. Analiz podkhodov k avtorstvu proizvedeniy, sozdannykh iskusstvennym intellektom [Analysis of approaches to the authorship of works created by artificial intelligence]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya, 2023, no. 98-4, рр. 83-85. https://doi.org/10.18411/trnio-06-2023-204
Sapon I.V., Ledenev D.E. Issledovanie urovnya anonimnosti na primere sotsial'noy seti «VKontakte» [Study of the level of anonymity using the example of the social network “VKontakte”]. Vestnik NGUEU, 2018, no. 1, рр. 232-253.
Timoshchuk A.S. Smert' avtora [Death of the author]. Filosofiya khozyaystva, 2022, no. 6 (144), рр. 233-241.
Foucault M. Chto takoe avtor? [What is an author?]. M. Foucault. Volya k istine: po tu storony znaniya, vlasti i seksual'nosti: sbornik. Moscow: Magisterium, Kastal', 1996, рр. 7-46.
Yarko A.N. Akunin-Chkhartishvili-Brusnikin-Borisova: chetyre avtora ili smert' avtora? [Akunin-Chkhartishvili-Brusnikin-Borisova: four authors or the death of the author?]. Voprosy russkoy literatury, 2015, no. 1 (31/88), рр. 146-161.
McCarthy J. Recursive Functions of Symbolic Expressions and Their Computation by Machine, Part I. Communications of the ACM, 1960, vol. 3, no. 4, рр. 184-195. https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.111.8833&rep=rep1&type=pdf (accessed 22.07.2024).
Copyright (c) 2024 Evgeniya K. Belikova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.