POWER OF WOMAN: ГЕРОИНИ ГЛЕНН КЛОУЗ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ СИЛЬНЫХ ЖЕНСКИХ ХАРАКТЕРОВ В КИНЕМАТОГРАФЕ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
Аннотация
Статья посвящена социологическому анализу фильмов с участием голливудской актрисы Гленн Клоуз. Цель исследования – проанализировать, в каком образе предстают героини, как их характеры соотносятся с временем действия в кинолентах.
В данном исследовании перед автором также стояла задача в рамках кинокарьеры Гленн показать какие идеи транслируются в фильмах с участием актрисы, проиллюстрировать какие гендерные проблемы выходили на первый план в обществе в момент выхода того или иного фильма.
Среди рассмотренных автором проблем: карьера женщины в «мужских» профессиях, баланс между работой и семьей, проблема женщины руководителя, реальность того, что женщина на работе вынуждена «вести себя как мужчина в «мужском мире», наконец, неготовность общества и даже близких принять профессиональные амбиции женщины.
Эмпирическую базу исследования составляют следующие кинокартины: «Зазубренное лезвие» (1985 год), «Опасные связи» (1988 год), «101 далматинец» (1996 год), телесериал «Схватка» (2008-2012 год), «Таинственный Альберт Ноббс» (2011 год), «Жена» (2017 год). Метод исследования: семиотический анализ киноматериала.
В статье делается вывод о том, что большинство характеров, воплощенных Гленн, женщины, имевшие карьерные устремления и добившиеся успехов в избранной ими профессии. Для своей самореализации они, как правило, вынуждены принять «правила игры мужчин», в большей степени проявить «мужские качества. Показано, что амбициозность женщины и её стремление к карьерному росту не всегда воспринимается в обществе. Занимаемая ею высокая должность неизменно влечёт за собой ряд гендерных проблем, прежде всего, в соблюдении баланса между работой и другими сферами жизни. В то же время в одной из кинолент акцент сделан на том, что нереализованность потенциала, приводит к накоплению обид и эмоциональной опустошённости.
В то же время в арсенале актрисы героини, не сумевшие реализовать свой потенциал, и как следствие – эмоциональная опустошённость, реальная жизненная трагедия. Героини Гленн, убедительно рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются амбициозные женщины в современном социуме.
Скачивания
Литература
Список литературы
Волкова О.А., Босов Д.В. Образ женщины‐программистки в кинофильмах и сериалах // Женщина в российском обществе. 2018. № 3. С. 97–103. https://doi.org/10.21064/WinRS.2018.3.9
Жабский М.И. Глобализм и функции кино в обществе // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2005. № 4 (42). С. 43-50.
Крувко Т., Косякова В. Капризное отражение. Феминистские идеи на киноэкране / Татиана Крувко, Валерия Косякова. М.: Новое литературное обозрение, 2024. 208 с.
Лауретис, Т. де В зазеркалье: женщина кино и язык Гл. В книге Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. 991 с.
Мартыненко Т.С. Кино как предмет социологического анализа: особенности современного кинематографа // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023. №2. С. 120-138. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-2-120-139
Радаев В.В. Смотрим кино, понимаем жизнь: 19 социологических очерков / В. В. Радаев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 376 с.
Рождественская Е.Ю. Вовлеченное отцовство, заботливая маскулинность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 5. С. 155-185. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.1676
Рождественская Е.Ю. Перспективы визуальной социологии // Социологический журнал. 2008. №4. С. 70-83.
Смагина С.А. О некоторых тенденциях «женской волны» современного российского кинематографа // Вестник ВГИК. 2024. Т. 16. № 1 (59). С. 81-95.
Торбург М.Р., Добронравов С. В. Эволюция образа женщины-руководительницы в советском кино // Женщина в российском обществе. 2021. №. 3. С. 127-134. https://doi.org/10.21064/WinRS.2021.3.10
Усманова А.Р. Научение видению: к вопросу о методологии анализа фильма // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов, 2007. С. 183-204. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб. науч. ст. / Сарат. гос. техн. ун-т, Центр соц. политики и гендер. исслед.; под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В.Л. Круткина. Саратов: Научная книга, 2007. 527 с.
Усманова А.Р. Политическая эстетика женского кино в контексте феминистской кинотеории // Гендерные исследования. 1999. № 3. С. 225-235.
Фомин И.В., Ильин М.В. Социальная семиотика: траектории интеграции социологического и семиотического знания // Социологический журнал. 2019. Т. 25. № 4. С. 123-141. https://doi.org/10.19181/socjour.2019.25.4.6822
Яновский М.И. Формы переживания присутствия и способы их воспроизведения в киномонтаже // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10, № 1. С. 72-81.
Ярская-Смиpнова Е.Р. Гендер, власть и кинематограф: основные направления феминистской кинокритики // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. IV. № 2. С. 100-118.
French L. Gender still matters: Towards sustainable progress for women in Australian film and television industries // Women in the International Film Industry: Policy, Practice and Power. Cham: Springer International Publishing, 2020. P. 271-291. https://doi.org/10.1007/978-3-030-39070-9_16
Rohman, Arif. The Changed and Unchanged Situation in the Representation of Women in Contemporary Cinema // Humaniora. 2013. Vol. 25(2). P. 175-183. https://doi.org/10.2139/ssrn.2304663
Terres M.L., Torres M.C., Heberle V.M. The Visual Representation of Mature Women on the Posters of the Netflix Series “Grace and Frankie” // Trabalhos em Linguística Aplicada. 2021. Vol. 59. P. 2309-2329. https://doi.org/10.1590/01031813916721620210125
References
Volkova O.A., Basov D.V. Obraztsy zhenshchiny-programmistki v kinofil'makh i serialakh [The image of a female programmer in films and TV series]. Zhenshchina v rossiyskom obshchestve, 2018, no. 3, pp. 97-103. https://doi.org/10.21064/WinRS.2018.3.9
Zhabsky M.I. Globalizm i funktsii kino v obshchestve [Globalism and the functions of cinema in society]. Vestnik Rossiyskogo fundamental'nykh issledovaniy, 2005, no. 4 (42), pp. 43-50
Kruvko T., Kosyakova V. Kapriznoye otrazheniye. Feministskiye idei na kinoekrane [Capricious reflection. Feminist ideas on the cinema screen]. Moscow: Novoe Literaturnoe Obozrenie Publ., 2024, 208 p.
Lauretis T. de V zazerkal'ye: zhenshchina kino i yazyk [Through the Looking Glass: Film Women and Language]. Introduction to Gender Studies. Kharkov: KhTSGI, 2001; St. Petersburg: Aletheya Publ., 2001, 991 p.
Martynenko T.S. «Kino kak predmet sotsiologicheskogo analiza: osobennosti sovremennogo SSHA» [Cinema as a subject of sociological analysis: features of modern cinema]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya, 2023, no. 2, pp. 120-138. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-2-120-139
Radayev V.V. Smotrim kino, ponimayem zhizn': 19 sotsiologicheskikh ocherkov [Watching movies, understanding life: 19 sociological essays]. Moscow: Higher School of Economics Publ., 2021, 376 p.
Rozhdestvenskaya E.Yu. Vovlechennoye ottsovstvo, zabotlivaya maskulinnost' [Involved fatherhood, caring masculinity]. Monitoring of public opinion: economic and social changes, 2020, no. 5, pp. 155-185. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.1676
Rozhdestvenskaya E.Yu. Perspektivy vizual'noy sotsiologii [Prospects for visual sociology]. Sotsiologicheskiy zhurnal, 2008, no. 4, pp. 70-83.
Smagina S.A. O nekotorykh tendentsiyakh «zhenskoy volny» sovremennoy rossiyskoy Ameriki [On some trends of the "female wave" of modern Russian cinema]. Vestnik VGIK, 2024, vol. 16, no. 1 (59), pp. 81-95.
Torburg M.R., Dobronravov S.V. Evolyutsiya obraza zhenshchiny-rukovoditel'nitsy v sovetskom kino [Evolution of the image of a female leader in Soviet cinema. Woman in Russian society]. Zhenshchina v rossiyskom obshchestve, 2021, no. 3, pp. 127-134. https://doi.org/10.21064/WinRS.2021.3.10
Usmanova A.R. Teaching vision: on the question of the methodology of film analysis. Visual anthropology: new views on social reality. Saratov, 2007, pp. 183-204.
Usmanova A.R. Politicheskaya estetika zhenskogo kino v kontekste feministskoy kinoteorii [Political aesthetics of women’s cinema in the context of feminist film theory]. Gendernyye issledovaniya, 1999, no. 3, pp. 225-235.
Fomin I.V., Ilyin M.V. «Sotsial'naya semiotika: trayektorii integratsii sotsiologicheskogo i semioticheskogo znaniya» [Social semiotics: trajectories of integration of sociological and semiotic knowledge]. Sotsiologicheskiy zhurnal, 2019, vol. 25, no. 4, pp. 123–141. https://doi.org/10.19181/socjour.2019.25.4.6822
Yanovsky M.I. Formy perezhivaniya prisutstviya i sposoby ikh vosproizvedeniya v kinomontazhe [Forms of experiencing presence and methods of their reproduction in film editing]. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya, 2017, vol. 10, no. 1, pp. 72–81.
Yarskaya-Smirnova E.R. Gender, vlast' i kinematograf: osnovnyye napravleniya feministskoy kinokritiki [Gender, power and cinema: main directions of feminist film criticism]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii, 2001, vol. IV, no. 2, pp. 100-118.
French L. Gender still matters: Towards sustainable progress for women in Australian film and television industries. Women in the International Film Industry: Policy, Practice and Power. Cham: Springer International Publishing, 2020, pp. 271-291. https://doi.org/10.1007/978-3-030-39070-9_16
Rohman, Arif. The Changed and Unchanged Situation in the Representation of Women in Contemporary Cinema. Humaniora, 2013, vol. 25(2), pp. 175-183. https://doi.org/10.2139/ssrn.2304663
Terres M.L., Torres M.C., Heberle V.M. The Visual Representation of Mature Women on the Posters of the Netflix Series “Grace and Frankie”. Trabalhos em Linguística Aplicada, 2021, vol. 59, pp. 2309-2329. https://doi.org/10.1590/01031813916721620210125
Copyright (c) 2024 Anna A. Podolskaya
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.