КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ»
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена рассмотрению понятия «социальная ситуация развития». Актуальность темы исследования обусловлена имеющимся дефицитом позитивного воздействия социокультурной среды на современных детей и подростков.
Целями и задачами работы выступает анализ культурологического подхода к пониманию термина «социальная ситуация развития».
Метод и методология. В качестве методов использовались генетический, сравнительно-исторический и типологический методы: психологии и педагогики, впоследствии же с расширением подхода: сравнение психолого-педагогического и мультикультурного (в первую очередь культурологического) подходов, их типологизация и т.п.
Результаты. В результате исследования установлено, что сам рассматриваемый термин появился и был широко внедрен в научный оборот в рамках психологической науки, в первую очередь – в исследованиях советской деятельностной школы (Л.С. Выготский). В последнее время данное понятие получило широкое распространение в работах многих зарубежных психологов и педагогов; интереснее, однако, что к нему все чаще обращаются представители иных гуманитарных дисциплин – в частности, культурологии и социальной антропологии. В статье делается вывод о прямом воздействии макросоциальной ситуации на микросоциальную (непосредственно на «социальную ситуацию развития» индивида), в частности, в форме возможности участия в ранее недоступных ему группах и сообществах.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в инклюзивных проектах в культурно-досуговой сфере, при создании новых программ и проектов, посвященных вовлечению детей-инвалидов в культурную жизнь социума.
EDN: CZGBJB
Скачивания
Литература
Список литературы
Археладзе Д.М. Основы семейного воспитания. СПб: Рассвет, 2010. 176 с.
Выготский Л.С. Проблема возраста. // Выготский Л.С. Сoч. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.432 c.
Кемпинский А. Психопатология неврозов. Варшава: Польское медицинское издательство, 1975. 400 с.
Меренков В.А. Инклюзивное образование детей с отклонениями в развитии как особая социальная ситуация развития // International scientific-practical congress of pedagogues, psychologists and medics “Driven to discover!” Geneva, 2015. Р. 175-178.
Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Издательство Московского университета, 1987. 168 с.
Нисская А.К. Социальная ситуация развития в дошкольном учреждении как фактор адаптации первоклассников к школе // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 23. C. 8-12.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Римис, 2008. 436 с.
Спок Б. Ребенок и уход за ним. М.: Попурри, Харвест, 2011. 544 c.
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. 320 с.
Хедегаард М., Либерт Н. Разработка методики для диагностики социальной ситуации развития дошкольников: от способностей к деятельности // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 2. С. 25-32. https://doi.org/10.17759/chp.2020160204
Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.
Cole М., Scribner S. Theorizing about Socialization of Cognition // Ethos. 1975 (Summer). Vol. 3, No 2. P. 249-268. https://doi.org/10.1525/eth.1975.3.2.02a00110
References
Arkheladze D. M. Osnovy semeinogo vospitaniya [The basics of family education]. St. Petersburg: Rassvet Publ., 2010, 176 p.
Vygotsky L. S. Problema vozrasta [The problem of age]. Vygotsky L. S. Sochineniya [Works], vol. 4. Moscow: Pedagogika Publ., 1984, 432 p.
Kempinski A. Psychopathologiya nevrozov [Psychopathology of neuroses]. Warsaw: Polish Medical Publishing House, 1975, 400 p.
Merenkov V. A. Inclusivnoye obrazovaniye detey s oslozhneniyami v razvitii kak osobaya sotsial’naya situatsiya razvitiya [Inclusive education of children with developmental disabilities as a special social situation of development]. International scientific-practical congress of pedagogues, psychologists and medics "Driven to discover!". Geneva, 2015, pp. 175-178.
Nikolaeva V. V. Vliyaniye hronicheskoy bolezni na psihiku [The influence of chronic illness on the psyche]. Moscow: Moscow University Press Publ., 1987, 168 p.
Nisskaya A. K. Sotsial’naya situatsiya razvitiya v doshkol’nom uchrezhdenii kak factor adaptatsii pervoklassnikov k shkole [The social situation of development in a preschool institution as a factor of adaptation of first-graders to school]. Psihologicheskiye issledovaniya [Psychological research], 2012, vol. 5, no. 23, pp. 8-12.
Piaget J. Rech’ I myshleniye rebyonka [Speech and thinking of a child]. Moscow: Rimis Publisher, 2008, 436 p.
Spock B. Rebyonok I uhod za nim [The child and his care]. Moscow: Potpourri, Harvest Publisher, 2011, 544 p.
Stefanenko T. G. Ethnopsychologiya [Ethnopsychology]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, "Academic Project", 1999, 320 p.
Hedegaard M., Libert N. Razrabotka metodikii dlya diagnostiki sotsial’noi situatsii razvitiya doshkol’nikov: ot sposobnostei k deistviyu [Development of a methodology for diagnosing the social situation of preschool children's development: from abilities to activity.] Kul’tuno-istoricheskaya psihologiya [Cultural and historical psychology], 2020, vol. 16, no. 2, pp. 25-32. https://doi.org/10.17759/chp.2020160204
Elkonin D. B. Psychologiya igry [Psychology of the game]. 2nd ed. Moscow: VLADOS Publ., 1999, 360 p.
Cole M., Scribner S. Theorizing about Socialization of Cognition. Ethos. 1975 (Summer), vol. 3, no. 2, pp. 249-268. https://doi.org/10.1525/eth.1975.3.2.02a00110
Copyright (c) 2025 Evgeniya S. Garkavaya

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.