РЕЦЕНЗИЯ НА: УЛЬМАСОВ Ф.А. МНОГОМЕРНОСТЬ ВОСТОЧНОЙ МОНОДИИ В КОНТЕКСТЕ СОЛЬНОГО ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ: НА МАТЕРИАЛЕ ТАДЖИКСКОЙ И УЗБЕКСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ. ДУШАНБЕ: ИСТЕЪДОД, 2017. 320 С.
Аннотация
Рецензия посвящена анализу актуального исследования Ф.А. Ульмасова, посвященного традиционной восточной монодии Таджикистана и Узбекистана. Автор исследования Ф.А. Ульмасов предложил новый подход к пониманию и изучению восточной монодии, основанный на концепции многомерности музыкального искусства, реализующегося через творческий акт музицирования солиста. В основе концепции многомерности Ф. Ульмасова лежит представление о взаимодействии двух планов музыкального восприятия и мышления – внутреннего (в ментальной сфере) и внешнего (проявляющегося в акте музицирования). Данное основополагающее теоретическое положение автор определяет как принцип двуплановой функционально-оппозиционной многомерности (ДФОМ). Обоснованная в монографии концепция многомерности системы восточной монодии развита на материале таджикской и узбекской традиционной музыки (сольного вокально-инструментального, а также ансамблевого исполнительства). Автором применены, помимо общенаучных и искусствоведческих методов, интердисциплинарные методы исследования, а также методики анализа нотного и звукового текста. Как результат, автор выявил две разновидности ДФОМ (диффузную и контрастную), и основные принципы построения музыкальной ткани восточной монодии, типичные для каждой из них. Научная новизна и теоретическая ценность исследования позволяют видеть перспективы его продолжения в областях разработки смысловых полей музыкальной интонационности, внутренних планов творческого процесса, изучения вертикальной ладофункциональной организации («монодической ладовой гармонии»).
Скачивания
Литература
Copyright (c) 2020 O. E. Dobzhanskaya
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.