ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА БАУХАУЗА
Аннотация
Варламова Наталья Андреевна окончила Владимирский государственный университет по специальности «Дизайн» (2005–2011).
Член CД РФ (Ассоциации дизайнеров России) с 2012 года.
Доцент, преподает специальные дисциплины в области дизайна, эргономики, основ методологии дизайн-проектирования, информационных технологий в искусстве и культуре на факультете дизайна, искусств и реставрации, во Владимирском государственном университете.
Вместе с тем Варламова Н.А. проводит работу, направленную на исследования методики дизайн-проектирования, проектной культуры, методов, повышающих эффективность и раскрывающих стратегию процесса проектирования, на основе которых осуществляет разработку учебных заданий и образовательных программ.
Варламова Н.А. – является автором научных статей в журналах, цитируемых РИНЦ и ВАК, содержание которых включает результаты названных исследований. Среди них – «Освоение методики процесса проектирования объектов дизайна студентами на основе комплексного подхода» ; «Формирование критического мышления в процессе квазипрофессиональной деятельности студентов-дизайнеров».
Цель. Исследование направлено на выявление способов формирования проектной культуры в процессе обучения студентов-дизайнеров. Рассматривается определение названного понятия, его составляющие. Отмечается значимость принципов проектной культуры, формировавшихся в процессе становления дизайн-деятельности и возможности их применения в современных условиях образования.
Метод или методология проведения работы. Предлагается модель обучения, основанная на выявлении и исследовании студентами названных принципов, составляющих основу проектной культуры, а также их применение в процессе учебной проектной деятельности. Приводятся элементы содержания обозначенной модели: примерная информационно-теоретическая база, содержащая описание и примеры методов преподавания Баухауза, творчества наиболее известных авторов, их изобретений и разработок.
Результаты. Сформулированы и представлены выводы, которые являются результатом анализа рассматриваемых объектов дизайна и одновременно базовыми принципами, применяемыми студентами в процессе разработки дизайн-объектов.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в области учебной проектной деятельности.
Скачивания
Литература
2. Генисаретский О.И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна: автореферат дис. доктора искусств: 17.00.06 / ВНИИ техн. эстет. Гос. ком. СССР по науке и тех. Москва,
1990. 36 с.
3. Генисаретский О.И. Философия проектности: из истории проектной культуры второй половины XX века. М.: URSS: ЛЕНАНД, 2015.
399 с.
4. Гончаренко И., Князев E. [Электронный ресурс] // Look at me [сайт]. [2016]. URL: http://www.lookatme.ru/flow/posts/design-radar/90405-ponyatie-formy-v-kontseptualnom-dizayne (дата обращения: 10.05.2016).
5. Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971. 239 с.
6. Дмитриева Л.М., Пендикова И.Г. Культуротворческая миссия дизайна Омский научный вестник. 2012. № 2 (106). С. 111-114.
7. Джонс Д. Методы проектирования / Джонс Д. пер. с англ. М.: Мир, 1986. 326 с.
8. Иттен И. Искусство цвета / Пер. с нем. и предисл. Л. Монаховой. 2-е изд. М.: Д. Аронов, 2001. 95 с.
9. Кантор К.М. Проектность русской культуры [Электронный ресурс] // RosDesign.com. 1999. Режим доступа: http://rosdesign.com/design_materials3/rus.htm
10. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой М: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
11. Колпащиков Л.С. Дизайн: три методики проектирования: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений и практикующих дизайнеров; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Санкт-Петербургская гос. художественная пром. акад. им. А. Л. Штиглица. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 56 с.
12. Михеева Е.П., Варламова Н.А. Формирование оптимальной структуры модели квазипрофессиональной дизайн-деятельности // Педагогический журнал. 2018. Том 8(№ 5A). C. 622-626.
13. Моисеенко М.В. проектная культура дизайна как предмет философского осмысления // «III Царскосельские чтения» материалы международной научной конференции, СПб: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2011 С. 198-201.
14. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. СПб.: Питер, 2007. 224 с.
15. Розин В.М. Мышление и творчество. М.: ПЕР СЭ., 2006. 360 с.
16. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. М.: Архитектура-С, 2006. 368 с.
17. Хлебников А.С. Методология формообразования в Баухаузе, ВХУТЕМАСЕ и ИНХУКЕ. М.: Вестник ТГУ, №7, 2008. 227с.
18. Cross N. Science and Design Methodology: A Review // Research in Engineering Design. London: Springer, 1993. Vol. 5. P. 63-69.
19. Cross N. Science and Design Methodology: A Review // Research in Engineering Design. London : Springer, 1993. Vol. 5. P. 63-69.
20. Hollington G. The usual suspects in Design. London, 1998. 111 p.
21. Verbeek P. What Things Do: philosophical reflections on technology, agency, and design. The Pennsylvania State University Press, 2005.
22. Jencks C. Critical Modernism – Where is Post Modernism going? London, 2007. 80 p
23. Баухауз: принципы формообразования и образовательная система. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5557694/page:6/
24. Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Режим доступа: http://www.lookatme.ru/mag/archive/experience-interview/168735-gid-po-bauhausu
Copyright (c) 2021 N. A. Varlamova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.