«ДРАКОН, ЛОТОС, ФЕНИКС» КАК ОСОБЫЕ СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

  • Cao He Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова: благопожелательная культура Китая, дракон, феникс, лотос, символ, традиция

Аннотация

В настоящее время актуальной задачей является сохранение и трансляция культурных ценностей разных народов. С этой точки зрения символы благожелательной культуры Китая можно рассматривать как важную форму передачи культурной информации. Объектами исследования были выбраны три символа благопожеланий: дракон, лотос и феникс. Не смотря на распространенность данных образов, в литературе практически не встречаются работы, которые комплексно, с разных точек зрения, описывали бы семантику каждого из них. Так, ставится цель раскрыть историю данных символов, их значение и традиции применения в благопожелательной культуре. Автор выделил и систематизировал основные образы и значения трех символов китайской культуры. По итогам работы автор пришёл к выводу, что все три символа обладают рядом скрытых образов и значений, которые могут меняться в зависимости от способа изображения, а также иметь противоположные значения при сочетании с другими символами (например, дракон в сочетании с фениксом).

Цель. В статье рассмотрена символика благопожелательной культуры КНР, как одной из связующей нити развития китайской идентичности. Символизм показан на примерах одних из самых распространенных образов, используемых в нефритовом искусстве – драконе, лотосе и фениксе. Автор ставит целью раскрыть суть образов дракона, лотоса и феникса в контексте благопожелательной культуры Китая.

Метод или методология проведения работы. В процессе исследования символики благопожеланий применялись герменевтический, компаративный и аксиологический методы.

Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автор выделил и систематизировал основные образы и значения трех символов китайской культуры: дракона, феникса и лотоса.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курсов, касающихся истории и культуры Китая, в том числе истории, искусствоведения, восточной культуры, китаеведении др. Исследование культурных ценностей КНР, в частности, символики благопожелательных орнаментов, позволяет транслировать, сохранять и передавать историю и традиции искусства Поднебесной.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Cao He, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

аспирант

Литература

Список литературы

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. 484 с.

Дьячкова Л.Г. Благопожелательные изображения в народном искусстве как основа художественного осмысления традиционной культуры Китая / Л. Г. Дьячкова, Н. В. Мартынова // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2020. Т. 3. С. 156-165.

Кравцова М.Е. У фу (Пять [условий/проявлений/видов] счастья). Духовная культура Китая: энциклопедия: в 6 т. Т.2. Мифология. Религия. Ред. М.Л. Гитаренко и др. М., 2007. С. 631-632.

Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства : Опыт энцикл. сл. : в 2 ч. / С. Т. Махлина; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. Ч. 2 : М–Я. СПб., 2000. С. 257–552.

Сащенко М.В. Символика образов тигра и дракона в политической культуре Китая // Гуманитарный акцент. 2018. № 4. С. 45-49

Сомкина Н.А. Китайская традиция благопожеланий: символика животных и растений // Вестник СПбГУ. Востоковедение. Африканистика. 2009. №2. С. 76-89

У Жуцзуо, Моу Юнкан. Учение об эпохе нефритовых изделий // Форум культур Китая. 1994. № 3. C. 31–37.

Хао Чунь. Лун фэн чэнсян (Дракон и феникс приносят счастье). Цзинань, 1999. 220 с. (Серия: Обычаи Китая) (на кит. яз.).

Чистякова А.Н. «Феникс» в мифологизированных описаниях (по материалам мифов и сказок Китая) // Вестник НГУ. Серия История, филология. 2007. Т. 6, № 3. С. 179-188.

Чжан Цзин. Этнокультурное содержание символов китайских ювелирных изделий // Вестник белорусского государственного университета культуры и искусств. 2020. №1. С. 92-98

Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М.: Глав. ред. вост. лит. изд. «Наука», 1987. 527 с.

Liu Y., Wang H. A Comparative Study on E-Learning Technologies and Products: From the East to the West. Systems Research and Behavioral Science, 2009, vol. 26, pp. 191-209. http://dx.doi.org/10.1002/sres.959

Werner E. T. C. A Dictionary of Chinese Mythology. New York: Julian Press, 1961. 627 p.

Williams C.A.S. Chinese symbolism and Art motifs. Singapore, 1999, 472 p.

Zhang Fang. Animal Symbolism of the Chinese Zodiac. Beijing: Foreign languages press, 1999, 158 p.

References

Vasiliev L.S. Cults, religions, traditions in China. M.: Nauka, 1970, 484 p.

Dyachkova L.G. Benevolent images in folk art as the basis for artistic comprehension of traditional Chinese culture / L. G. Dyachkova, N. V. Martynova. New ideas of the new century: materials of the international scientific conference FAD PNU, 2020, vol. 3, pp. 156-165.

Kravtsova M.E. Wu fu (Five [conditions/manifestations/types] of happiness). Spiritual culture of China: encyclopedia: in 6 volumes. V. 2. Mythology. Religion. Ed. M.L. Gitarenko et al. M., 2007, pp. 631-632.

Makhlina S.T. Semiotics of culture and art: Encyclopedia experience. sl.: at 2 o’clock / S. T. Makhlina; St. Petersburg. state University of Culture and Arts. Part 2: M–Ya. SPb., 2000, pp. 257–552.

Sashchenko M.V. The symbolism of the images of the tiger and the dragon in the political culture of China. Humanitarian accent. 2018, no. 4, pp. 45-49.

Somkina N.A. Chinese tradition of well wishes: symbolism of animals and plants. Bulletin of St. Petersburg State University. Oriental studies. African studies. 2009, no. 2, pp. 76-89.

Wu Ruzuo, Mou Yongkang. Teaching about the era of jade products. Forum of Chinese Cultures, 1994, no. 3, pp. 31–37.

Hao Chun. Long feng chengxiang (Dragon and phoenix bring happiness). Jinan, 1999, 220 p. (Series: Customs of China) (in Chinese).

Chistyakova, A. N. “Phoenix” in mythologized descriptions (based on the myths and fairy tales of China). Vestnik NGU Seriya Istoriya, filologiya, 2007, vol. 6, no. 3, pp. 179-188.

Zhang Ching. Ethno-cultural content of symbols of Chinese jewelry. Bulletin of the Belarusian State University of Culture and Arts, 2020, no. 1, pp. 92-98.

Yuan Ke. Myths of Ancient China. M.: Head. ed. east lit. ed. Nauka, 1987, 527 p.

Liu Y., Wang H. A Comparative Study on E-Learning Technologies and Products: From the East to the West. Systems Research and Behavioral Science, 2009, vol. 26, pp. 191-209. http://dx.doi.org/10.1002/sres.959

Werner E. T. C. A Dictionary of Chinese Mythology. New York: Julian Press, 1961, 627 p.

Williams C.A.S. Chinese symbolism and art motifs. Singapore, 1999, 472 p.

Zhang Fang. Animal Symbolism of the Chinese Zodiac. Beijing: Foreign languages press, 1999, 158 p.

Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
He, C. (2023). «ДРАКОН, ЛОТОС, ФЕНИКС» КАК ОСОБЫЕ СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ. Russian Studies in Culture and Society, 7(2), 78-89. https://doi.org/10.12731/2576-9782-2023-2-78-89
Раздел
Оригинальные статьи