РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕМОРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЧЕЧЕНСКОЙ ЖИВОПИСИ (2000-2012 гг.)

  • Nasrudi U. Yarychev Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
  • Zarema R. Khamzatova Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова; Чеченский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0001-9563-3174
Ключевые слова: мемориальная культура, концепт, живопись, национальное искусство, чеченские художники, этнофилософия, репрезентация

Аннотация

Объектом исследования является мемориальная культура в чеченской живописи, предметом – ее репрезентация в произведениях чеченских художников. Цель – рассмотреть репрезентацию феномена мемориальной памяти в творчестве чеченских художников. Эмпирическим материалом в работе послужили картины национальных художников Чечни.

Методология основана на компаративистике, искусствоведческом и системно-конструктивном анализе. Авторы конструируют концепты мемориального наследия в живописи чеченских художников, выявляя универсальные характеристики их творчества. Мемориальная культура для авторов сводится к разнообразию способов материализации социокультурного этнического контекста, включающего в себя визуализацию мифолого-религиозных смыслов, трансляции ментальных характеристик и этнических архетипов. Глубинная память народа включает в себя историческую и культурную области, к которым относятся рожденные творческим путем художественные образы. В свою очередь, этническое искусство служит своеобразным отражением этнофилософии, ментальности народа, национальных традиций и средством передачи глубинной памяти народа.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Nasrudi U. Yarychev, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова

доктор педагогических наук, доктор философских наук, профессор, член-корр. РАО

Zarema R. Khamzatova, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова; Чеченский государственный педагогический университет

ассистент кафедры музееведения и культурологии, старший преподаватель кафедры истории

Литература

References

Abdulaeva E.S. Sinkretizm dukhovnoy kul’tury kak rezul’tat protsessa akkul’turatsii // Nauchnaya mysl’ Kavkaza. 2006. № 52. P. 4-7.

Akieva P.Kh. Arkhaika i semantika ponyatiya «faral» v kul’ture ingushey // Obrazovanie nauka i kul’tura Kavkaza: traditsii i sovremennost’. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 25-letiyu obrazovaniya Respubliki Ingushetiya. Magas. 2017. P. 15-20.

Dzhambekova T.B., Dzhambekov O.A. Chechenskoe ustnoe narodnoe tvorchestvo kak osnova natsional’noy kul’tury // Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2009. № 2. P. 226-229.

Itkulova L.A. Mirovozzrenie etnosa kak sotsiokul’turnoe yavlenie: filosofskiy analiz: Dis. ... d-ra filos. n. Ufa, 2018. 325 p.

Kolcheva E.M. Etnofuturizm kak yavlenie kul’tury: monografiya. Yoshkar-Ola: MarGU, 2008. 163 p.

Porus V.N. Gnoseologiya v retrospektive i perspektive // Epistemologiya i filosofiya nauki. 2004. T. II. № 2. P. 70-75.

Khakuasheva M.A. Formirovanie i razvitie arkhetipicheskikh obrazov v kabardinskoy literature: Avtoref. dis. … d-ra. filol. n. Nal’chik, 2008. 47 p.

Yarychev N.U. Memorial’naya kul’tura v zerkale gumanitaristiki: aktual’nye issledovatel’skie trendy // Vestnik kul’tury i iskusstv. 2021. № 4(68). P. 15-21.

Yarychev N.U. Muzey kak aktor memorial’noy kul’tury: spetsifika pozitsionirovaniya v auditornom kontente (na primere Natsional’nogo muzeya Chechenskoy Respubliki) // Elektronnoe informatsionnoe prostranstvo dlya nauki, obrazovaniya, kul’tury. Materialy IX Mezhd. nauchno-praktich. konf.-ii, posvyashchennoy 50-letiyu Orlovskogo gos. inst-ta kul’tury. Orel, 2022. P. 57-59.

Erol Yyldyr. Chechenskiy istang. Traditsionnoe voylochnoe remeslo chechenskogo naroda. Izd-vo: OOO «Media-Polis». Rostov-na-Donu. 2021. 256 p.

Список литературы

Абдулаева Э.С. Синкретизм духовной культуры как результат процесса аккультурации // Научная мысль Кавказа. 2006. № 52. С. 4-7.

Акиева П.Х. Архаика и семантика понятия «фарал» в культуре ингушей // Образование наука и культура Кавказа: традиции и современность. Материалы международной научной конференции, посвященной 25-летию образования Республики Ингушетия. Магас. 2017. С. 15-20.

Джамбекова Т.Б., Джамбеков О.А. Чеченское устное народное творчество как основа национальной культуры // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. № 2. С. 226-229.

Иткулова Л.А. Мировоззрение этноса как социокультурное явление: философский анализ: Дис. ... д-ра филос. н. Уфа, 2018. 325 с.

Колчева Э.М. Этнофутуризм как явление культуры: монография. Йошкар-Ола: МарГУ, 2008. 163 с.

Порус В.Н. Гносеология в ретроспективе и перспективе // Эпистемология и философия науки. 2004. Т. II. № 2. С. 70-75.

Хакуашева М.А. Формирование и развитие архетипических образов в кабардинской литературе: Автореф. дис. … д-ра. филол. н. Нальчик, 2008. 47 c.

Ярычев Н.У. Мемориальная культура в зеркале гуманитаристики: актуальные исследовательские тренды // Вестник культуры и искусств. 2021. № 4(68). С. 15-21.

Ярычев Н.У. Музей как актор мемориальной культуры: специфика позиционирования в аудиторном контенте (на примере Национального музея Чеченской Республики) // Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры. Материалы IX Межд. научно-практич. конф.-ии, посвященной 50-летию Орловского гос. инст-та культуры. Орел, 2022. С. 57-59.

Эрол Йылдыр. Чеченский истанг. Традиционное войлочное ремесло чеченского народа. Изд-во: ООО «Медиа-Полис». Ростов-на-Дону. 2021. 256 с.

Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
Yarychev, N., & Khamzatova, Z. (2023). РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕМОРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЧЕЧЕНСКОЙ ЖИВОПИСИ (2000-2012 гг.). Russian Studies in Culture and Society, 7(2), 90-105. https://doi.org/10.12731/2576-9782-2023-2-90-105
Раздел
Оригинальные статьи