ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ТЕРРИТОРИИ: СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА

  • Maria A. Belyaeva Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Екатеринбургская академия современного искусства» https://orcid.org/0000-0002-0930-3038
Ключевые слова: гастрономическая культура, гастрономический образ территории, гастрономический бренд, геобрендинг, региональная культура, культурное наследие

Аннотация

Статья посвящена гастрономической культуре и ее производной – гастрономическому образу территории. Гастрономия, как область знаний, обнаруживает связь между пищей и культурой и является актуальной темой культурологических исследований. Предмет исследования данной статьи кроется в изучении гастрономического образа территории с теоретической точки зрения.

Автор стремится ответить на вопросы: каковы системообразующие элементы гастрономической культуры, как соотносятся понятия «гастрономический образ» / «гастрономический бренд», какова структура и в чем специфика гастрономического образа территории в сравнении с другими ракурсами позиционирования территории.

Метод и методология: идеи данной статьи базируются на системном, деятельностном, семиотическом подходах в понимании гастрономической культуры, современных гастрономических практик, гастрономического образа города.

Новизна и авторский вклад заключается в теоретических положениях, укладывающихся в русло культурологического знания. Автор предлагает свое видение системообразующих элементов гастрономической культуры и свое видение структуры гастрономического образа города как 4-х компонентной модели: еда, места, люди, события. Автор выделяет три специфические характеристики гастрономического образа города: 1) аутентичность как факультативный, а не обязательный признак; 2) динамичность как показатель потенциально высокой изменчивости гастрономического образа вслед за меняющимися условиями жизни и доступными ресурсами; 3) возможный разрыв с местной культурной традицией, существующей в скрытой повседневности, тогда как гастрономической образ формируется в публичной сфере с помощью традиционных и новых медиа, падких на хайп.

Область применения результатов: геобрендинг, культурные индустрии, связанные с едой, бренд-коммуникации в региональных СМИ и новых медиа, туризм.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Maria A. Belyaeva, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Екатеринбургская академия современного искусства»

доктор культурологии, доцент, профессор кафедры социокультурного развития территории

Литература

Список литературы

Беляева М.А., Ладыгина Т.А. Брендинг малых городов: теория и практика. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2023. 128 с.

Беляева М. А. Региональная культура // Прикладная культурология. Энциклопедия / Под редакцией И.М. Быховской. М. : Согласие, 2019. С. 487-495.

Берваль Ю. М., Каримова Г.Р. Бренд-коммуникации туристских дестинаций в период пандемии COVID-19 // Russian Studies in Culture and Society. 2022. Т. 6, № 2. С. 4-18. https://doi.org/10.12731/2576-9782-2022-2-4-18

Гордин В., Трабская Ю. Гастрономические бренды дестинаций: подходы и применение. Коллективная монография. СПб.: Левша, 2014. 208 с.

Горошко Н. В. Гастрономический бренд как инструмент развития регионального гастрономического туризма // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2022. № 4. С. 377-400.

Ден В. Г. Русская гастрономическая культура в развитии региональных брендов // Общество: философия, история, культура. 2017. №7. С. 86-92.

Дианов С. А. Геокультурный брендинг пермских городов: теория и практика: монография / С. А. Дианов, Ю. В. Дианова. Пермь, 2022. 161 с.

Ермолаев В. А. Гастрономия как объект культурологического анализа // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 59. С. 32-41. https://doi.org/10.31773/2078-1768-2022-59-32-42

Замятин Д.Н. Гетеротекстуальность и сопространственность: от семиотики города к транссемиотике постгорода // Уральский исторический вестник. 2021. №1(70). C.70-79.

Игнатенкова А. П. Роль гастрономической культуры региона в формировании территориального бренда // Covido ergo zoom: трансформация и цифровизация общества в современных реалиях : материалы научно-практической конференции. М.: Московский педагогический государственный университет, 2021. С. 386-397.

Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. М.: Юрайт, 2020. 515 с.

Капкан М. В. Гастрономическая культура как объект культурного наследия: проблемы экспертной оценки // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2023. Т. 29. № 2. С. 173-183. https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.2.036

Культурное наследие: от «дедов» к «отцам» и «внукам» / Ю. Р. Вишневский, Н. В. Дулина, В. П. Засыпкин [и др.] // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. № 2(83). С. 18-28. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.002

Лагусев Ю. М. Гастрономические бренды как средства продвижения дестинаций // Сервис plus. 2016. № 2. С. 9-16.

Середина Е.В., Полякова О.Ф. Региональные особенности развития гастрономического туризма // Традиционная культура в современном мире. История еды и традиции питания народов мира: Материалы IV Международного научно-практического симпозиума. М.: Новое Время, 2019. 476 с. С. 352-361.

Соколова П. Е. Гастрономический контент современных медиа на примере городских изданий Екатеринбурга / П. Е. Соколова, М. А. Беляева // Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей : Межвузовский сборник. Том Выпуск 23. Санкт-Петербург, 2023. С. 135-139.

Федотова Н.Г. Символический капитал территории: бренд и идентичность // Брендинг как коммуникативная технология XXI века: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под редакцией А. Д. Кривоносова. СПб., 2016. С. 121-123.

References

Belyaeva M.A., Ladygina T.A. Brending malykh gorodov: teoriya i praktika. Uchebnoe posobie dlya vuzov [Branding of small cities: theory and practice. Textbook for universities]. Ekaterinburg: Ekaterinburg Academy of Contemporary Art, 2023, 128 p.

Belyaeva M. A. Prikladnaya kul’turologiya. Entsiklopediya [Applied cultural studies. Encyclopedia] / ed. I.M. Bykhovskaya. M.: Soglasie, 2019, pp. 487-495.

Berval’ Yu. M., Karimova G.R. Russian Studies in Culture and Society, 2022, vol. 6, no. 2, pp. 4-18. https://doi.org/10.12731/2576-9782-2022-2-4-18

Gordin V., Trabskaya Yu. Gastronomicheskie brendy destinatsiy: podkhody i primenenie. Kollektivnaya monografiya [Gastronomic brands of destinations: approaches and application. Collective monograph]. St. Petersburg: Levsha, 2014, 208 p.

Goroshko N. V. Vestnik Permskogo natsional’nogo issledovatel’skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial’no-ekonomicheskie nauki, 2022, no. 4, pp. 377-400.

Den V. G. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul’tura, 2017, no. 7, pp. 86-92.

Dianov S. A. Geokul’turnyy brending permskikh gorodov: teoriya i praktika: monografiya [Geocultural branding of Perm cities: theory and practice: monograph] / S. A. Dianov, Yu. V. Dianova. Perm’, 2022, 161 p.

Ermolaev V. A. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv, 2022, no. 59, pp. 32-41. https://doi.org/10.31773/2078-1768-2022-59-32-42

Zamyatin D.N. Ural’skiy istoricheskiy vestnik, 2021, no. 1(70), pp.70-79.

Ignatenkova A. P. Covido ergo zoom: transformatsiya i tsifrovizatsiya obshchestva v sovremennykh realiyakh : materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Covido ergo zoom: transformation and digitalization of society in modern realities: materials of a scientific and practical conference]. M.: Moscow Pedagogical State University, 2021, pp. 386-397.

Kagan M.S. Grad Petrov v istorii russkoy kul’tury [The city of Petrov in the history of Russian culture]. M.: Yurayt, 2020, 515 p.

Kapkan M. V. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul’tury, 2023, vol. 29, no. 2, pp. 173-183. https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.2.036

Kul’turnoe nasledie: ot «dedov» k «ottsam» i «vnukam» [] / Yu. R. Vishnevskiy, N. V. Dulina, V. P. Zasypkin, et al. Vestnik Surgutskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2023, no. 2(83), pp. 18-28. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.002

Lagusev Yu. M. Servis plus, 2016, no. 2, pp. 9-16.

Seredina E.V., Polyakova O.F. Traditsionnaya kul’tura v sovremennom mire. Istoriya edy i traditsii pitaniya narodov mira: Materialy IV Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo simpoziuma [Traditional culture in the modern world. History of food and food traditions of the peoples of the world: Materials of the IV International Scientific and Practical Symposium]. M.: New Time, 2019, 476 p.

Sokolova P. E., Belyaeva M. A. Sovremennaya mediasreda: traditsii, aktual’nye praktiki i tendentsii. Vzglyad molodykh issledovateley : Mezhvuzovskiy sbornik. Tom Vypusk 23 [Modern media environment: traditions, current practices and trends. View of young researchers: Interuniversity collection. Volume Issue 23]. St. Petersburg, 2023, pp. 135-139.

Fedotova N.G. Brending kak kommunikativnaya tekhnologiya XXI veka: Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Branding as a communication technology of the 21st century: Proceedings of the II All-Russian scientific and practical conference with international participation] / ed. A. D. Krivonosov. SPb., 2016, pp. 121-123.

Опубликован
2023-09-29
Как цитировать
Belyaeva, M. (2023). ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ТЕРРИТОРИИ: СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА. Russian Studies in Culture and Society, 7(3), 61-79. https://doi.org/10.12731/2576-9782-2023-3-61-79
Раздел
Оригинальные статьи