«ЛЕДА И ЛЕБЕДЬ» С.Д. ЭРЬЗИ (1922, 1929) В КОНТЕКСТЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ
Аннотация
Цель данной статьи – выявление особенностей интерпретации античного сюжета «Леда и лебедь» в творчестве скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи (1876–1959), обращавшегося к нему дважды – в 1922 г. на Кавказе (кавказский орех) и в 1929 г. в Аргентине (кебрачо). Для достижения поставленной цели использована методология культурологии и искусствоведения: сравнительно-исторический метод; иконографический метод, а также формально-стилистический анализ произведений скульптуры, включающий их интерпретацию (истолкование символики и смысла) и стилистическое определение. Источниками исследования являются подлинники обоих произведений скульптора на данную тему, находящиеся сегодня в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, а также материалы отечественной и зарубежной прессы 1920-х гг., содержащие отзывы на них. Показано, что, находясь в поле притяжения стиля модерн и символизма, испытывавших особое тяготение к теме «Леда и лебедь», С.Д. Эрьзя в ее интерпретации тяготел к индивидуальным решениям, иконографической нестандартности.
Скачивания
Литература
Список литературы
Баранов А.Н. К вопросу о программе скульптурного ансамбля капеллы Медичи // Микеланджело и его время: сб. статей. М.: Искусство, 1978. С. 51–63.
Батракова С.П. Искусство и миф: Из истории живописи ХХ века. М.: Наука, 2002. 215 с.
Ефремов Ю. Встреча скульптора с писателями // Воспоминания о скульпторе С.Д. Эрьзе. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. С. 110–144.
Кёне Б.В. Описание двух древних серебряных ваз, хранящихся в императорском Эрмитажном Музее // Записки Санкт-Петербургского археологическо-нумизматического общества, 1850. Т. 2. С. 193–263.
Клюева И.В. Образ Сократа в творчестве Степана Эрьзи (Интерпретация культурно-исторического прошлого в искусстве модерна и символизма) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2017. № 1–2 (62–63). С. 4–9. http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/-pzn17-01/3280-a
Клюева И.В. Работа С.Д. Эрьзи «Отдых» в контексте скульптурной традиции // Наука и инновации в современном мире: сб. науч. статей / науч. ред. Е.Ю. Скляр. М.: Перо, 2020. С. 5–8.
Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений: в 24 т. Т. 3. М.: Тип. товарищества И.Д. Сытина, 1914. 362 с.
Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений: в 24 т. Т. 22. М.: Тип. товарищества И.Д. Сытина, 1914. 200 с.
Миф и художественное сознание XX века / [отв. ред. Н.А. Хренов]; Гос. ин-т искусствозн. М.: Изд-во «Канон+РООИ “Реабилитация”», 2011. 686 с.
Петровская Н.И. Миф о Зевсе и Леде в интерпретации Фредерика Лейтона // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 5. С. 201–205.
ПИР. О скульпторе Эрьзя, котятах и быте-кобыле // Пролетарское студенчество. 1925. – № 1, февраль.
Полевой Б. С. Эрьзя (Степан Дмитриевич Нефедов). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. 72 с.
Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. 351 с.
Шибаков Н.И. Степан Дмитриевич Эрьзя: проблемы творчества. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. 160 с.
Шпанкова Т.И. Своеобразие мифологических образов в творчестве С.Д. Эрьзи // Вестник Чувашского университета. 2008. № 1. С. 322–325.
Bal G. Paris Art Notes // The New York Herald. [New York]. 1927. Febr, 4.
H.F.E. A great Russian sculptor // The Daily Mail [London]. 1927. Febr., 5.
Maffei A. El escultor Stephan Erzia inaugurará su exposisión el sábado próximo en Amigos del Arte // La Epoca [Buenos Aires]. 1927. Jun., 29.
Sword H. Leda and the Modernists // Publications of the Modern Language Association of America. Vol. 107. N 2 (Mar. 1992), pp. 305–318.
References
Baranov A.N. K voprosu o programme skul’pturnogo ansamblya kapelly Medichi [On the problem of the program of the Medici Chapel sculptural ensemble]. Mikelandzhelo i ego vremya: sb. statej. M.: Iskusstvo, 1978, pp. 51–63.
Batrakova S.P. Iskusstvo i mif: Iz istorii zhivopisi XX veka [Art and myth: From the history of twentieth-century painting]. M.: Nauka, 2002, 215 p.
Efremov YU. Vospominaniya o skul’ptore S.D. Er’ze [Memoirs of the sculptor S.D. Erze]. Saransk: Mordov. kn. izd-vo, 1972, pp. 110–144.
Kyone B.V. Zapiski Sankt-Peterburgskogo arheologichesko-numizmaticheskogo obshchestva, 1850, vol. 2, pp. 193–263.
Klyueva I.V. Sovremennaya nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Poznanie, 2017, no. 1–2 (62–63), pp. 4–9. http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/-pzn17-01/3280-a
Klyueva I.V. Rabota S.D. Nauka i innovacii v sovremennom mire: sb. nauch. statej [Science and innovation in the modern world: collection. scientific articles] / ed. E.YU. Sklyar. M.: Pero, 2020, pp. 5–8.
Merezhkovskij D.S. Polnoe sobranie sochinenij [Complete works]: v 24 t. T. 3. M.: Tip. tovarishchestva I.D. Sytina, 1914, 362 p.
Merezhkovskij D.S. Polnoe sobranie sochinenij [Complete works]: v 24 t. T. 22. M.: Tip. tovarishchestva I.D. Sytina, 1914, 200 p.
Mif i hudozhestvennoe soznanie XX veka [Myth and artistic consciousness of the 20th century] / [ed. N.A. Hrenov]; Gos. in-t iskusstvozn. M.: Izd-vo «Kanon+ROOI “Reabilitaciya”», 2011, 686 p.
Petrovskaya N.I. Aktual’nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 2011, no. 5, pp. 201–205.
Proletarskoe studenchestvo [Proletarian students]. 1925. № 1, February.
Polevoj B. S. Er’zya (Stepan Dmitrievich Nefedov) [Erzya (Stepan Dmitrievich Nefedov)]. Saransk: Mordov. kn. izd-vo, 1969, 72 p.
Ten I. Filosofiya iskusstva [Philosophy of Art]. M.: Respublika, 1996, 351 p.
Shibakov N.I. Stepan Dmitrievich Er’zya: problemy tvorchestva [Stepan Dmitrievich Erzya: problems of creativity]. Saransk: Mordov. kn. izd-vo, 1976, 160 p.
Shpankova T.I. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2008, no. 1,pp. 322–325.
Bal G. Paris Art Notes. The New York Herald. [New York]. 1927.Febr, 4.
H.F.E. A great Russian sculptor. The Daily Mail [London]. 1927. Febr., 5.
Maffei A. El escultor Stephan Erzia inaugurará su exposisión el sábado próximo en Amigos del Arte. La Epoca [Buenos Aires]. 1927. Jun., 29.
Sword H. Leda and the Modernists. Publications of the Modern Language Association of America, 1992, vol. 107, no. 2, pp. 305–318.
Copyright (c) 2023 Irina V. Klyueva
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.