ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КУЛЬТУРЕ

Ключевые слова: цифровизация, социальное взаимодействие, «большие данные», искусственный интеллект, индивидуализированное производство, социокультурная реальность

Аннотация

Формирование цифровой среды ведет к выработке новых моделей поведения, где коренным образом изменяется принцип социального взаимодействия. Очевидно, что эти изменения будут одним из наиболее значимых аспектов формирования картины мира. Возникающая разница в способах взаимодействия актуализируют исследования в области изучения социокультурных трансформаций, в рамках которых технологические аспекты становятся намного более значимыми, чем содержательные.

Способ участия индивидов в создании и воспроизводстве воспринимаемой ими социокультурной реальности рассматривается с точки зрения социального конструирования, под которым понимается процесс создания и формирования социокультурной реальности. В статье делается акцент на том, что внедрение технических средств начинает воздействовать на культурные паттерны, изменяя привычные способы взаимодействия между людьми.

В этой связи актуальным становится вопрос, насколько возможно конструирование поведения индивида посредствам цифрового воздействия? И какие способы конструирования востребованы сегодня в наибольшей степени?

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Lyudmila S. Gasparyan, Крымский университет культуры, искусств и туризма

кандидат политических наук, доцент кафедры философии, культурологии и гуманитарных дисциплин

Литература

Список литературы

Евстафьев Д. В сетях архаики: пять стратегических векторов конфликта в Сирии // Россия в глобальной политике. 2016. № 3. С. 8-21 .

Лекторский В.А. Глобальная цифровизация как антропологический вызов // Человек и системы искусственного интеллекта / Под ред. акад. РАН В.А. Лекторского. СПб: Издательство «Юридический центр», 2022. С. 18–29.

Negroponte N. Being Digital, First Vintage Books. http://governance40.com/wpcontent/uploads/2018/12/Nicholas-Negroponte-Being-Digital-Vintage-1996.pdf (дата обращения: 20.09.2023).

Музычук В.Ю. Основные направления цифровизации в сфере культуры: зарубежный опыт и российские реалии // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. №5. С. 49–63.

Астафьева О.Н., Никонорова Е.В., Шлыкова О.В. Культура в цифровой цивилизации: новый этап осмысления стратегии будущего для устойчивого развития // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 5. С. 516–531.

Коньков А.Е. Цифровизация политических отношений: грани познания и механизмы трансформации // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12. No 6. С. 6–28. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2019-12-6-1

Отчет Digital 2022: Global Overview Report агентства We Are Social / Сайт: Datareportal. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report (дата обращения: 01.11.2022).

Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. 5-е изд., испр. М.: Кучково поле, 2018. 464 с.

Kitchin R. Big Data, New Epistemologies and Paradigm Shifts // Big Data & Society. 2014. Vol. 1. № 1. P. 1-12.

Clay Schossow. Using Social Media in Political Campaigns. http://www.newmediacampaigns.com/about/team/clay-schossow (дата обращения: 24.01.2019).

Кутырев В.А. Человек технологий, цивилизация фальшизма. Санкт-Петербург: Алетейя, 2022. 288 с.

Гир Ч. Цифровая контркультура / пер. Д. Галкина // Гуманитарная информатика. 2004. № 1. С. 50-71.

Бостром Н. Мы почти наверняка живем в компьютерной симуляции. URL: https://eco-net.ru/articles/146560-nik-bostrom-my-pochti-navernyaka-zhivem-v-kompyuternoy-simulyatsii (дата обращения: 22.10.2023).

References

Evstaf’ev D. Rossiya v global’noy politike, 2016, no. 3, pp. 8-21.

Lektorskiy V.A. Chelovek i sistemy iskusstvennogo intellekta [Man and artificial intelligence systems] / Ed. by V.A. Lektorsky. SPb: Publishing House “Legal Center”, 2022, pp. 18-29.

Negroponte N. Being Digital, First Vintage Books. http://governance40.com/wpcontent/uploads/2018/12/Nicholas-Negroponte-Being-Digital-Vintage-1996.pdf

Muzychuk V.Yu. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk, 2020, no. 5, pp. 49–63.

Astaf’eva O.N., Nikonorova E.V., Shlykova O.V. Observatoriya kul’tury, 2018, vol. 15, no. 5, pp. 516–531.

Kon’kov A.E. Kontury global’nykh transformatsiy: politika, ekonomika, pravo, 2019, vol. 12, no. 6, pp. 6–28. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2019-12-6-1

Otchet Digital 2022: Global Overview Report agentstva We Are Social / Datareportal. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report

Maklyuen M. Ponimanie media: Vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding Media: External Extensions of Man]. M.: Kuchkovo pole, 2018, 464 p.

Kitchin R. Big Data, New Epistemologies and Paradigm Shifts. Big Data & Society, 2014, vol. 1, no. 1, pp. 1-12.

Clay Schossow. Using Social Media in Political Campaigns. http://www.newmediacampaigns.com/about/team/clay-schossow

Kutyrev V.A. Chelovek tekhnologiy, tsivilizatsiya fal’shizma [Man of technology, civilization of falsity]. St. Petersburg: Aleteia, 2022, 288 p.

Gir Ch. Tsifrovaya kontrkul’tura [Digital counterculture]. Gumanitarnaya informatika, 2004, no. 1, pp. 50-71.

Bostrom N. My pochti navernyaka zhivem v komp’yuternoy simulyatsii [We almost certainly live in a computer simulation]. https://eco-net.ru/articles/146560-nik-bostrom-my-pochti-navernyaka-zhivem-v-kompyuternoy-simulyatsii

Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
Gasparyan, L. (2023). ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КУЛЬТУРЕ. Russian Studies in Culture and Society, 7(4), 62-74. https://doi.org/10.12731/2576-9782-2023-4-62-74
Раздел
Оригинальные статьи