СВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖАКОМО БАЛЛА В РАКУРСЕ ЗАРОЖДЕНИЯ СВЕТОВОГО ИСКУССТВА

Ключевые слова: итальянский футуризм, пластические комплексы, футуристические манифесты, свет как медиум, раннее технологическое искусство, Light art

Аннотация

Статья посвящена актуальной и малоизученной в русском искусствоведении теме – проблеме света в работах Дж. Балла в ракурсе зарождения светового искусства. Недостаточно исследованный генезис светового искусства в модернизме, а именно в итальянском футуризме, приводит к неполному пониманию явления. Данное обстоятельство требует обращения к тому периоду, когда художники впервые включали искусственный свет в практику изобразительного искусства и применяли его как медиум. В результате проведенной работы в искусстве Дж. Балла был выявлен процесс зарождения светового искусства. В статье рассмотрено последовательное изменение подхода к свету в главных футуристических манифестах и произведениях искусства Дж. Баллы. В работах художника 1910-х гг. показано использование света как образа и средства живописи, а также как материала (medium) в сценографии театральной постановки «Фейерверк» и пластических комплексах. Балет «Фейерверк» предлагается рассматривать как прототипическое произведение светового искусства. Результаты исследования могут быть использованы в искусствоведческом и культурологическом анализе исторических и современных объектов светового искусства. В качестве материалов исследования выступили футуристические манифесты, произведения искусства, искусствоведческие статьи. Методология исследования построена на искусствоведческом анализе текстов и произведений искусства, а также на компаративистском методе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Anna M. Spiridonova, Университет ИТМО

старший преподаватель

Литература

Список литературы

Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века = Arts’ dialogue of Silver Century. М.: Прогресс-традиция, 2001. 398 с.

Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Т. 1.: От истоков до середины XX века. М.: Издательство ЛКИ, 2011. 536 с.

Бобринская Е. Лучизм Михаила Ларионова и итальянский футуризм. Материя и пустота // Искусствознание. 2020. № 3. С. 10-39.

Бобринская Е. А. Футуризм. М.: Галарт, 2000. 192 с.

Второй футуризм: Манифесты и программы итальянского футуризма. 1915-1933 / Введ., сост., пер. с итальянского и комм. Е. Лазаревой. М.: Гилея (Real Hylaea), 2013. 228 с.

Галеев Б.М. Искусство космического века: Избранные статьи. Казань: ФЭН, 2002. 571 с.

Итальянский футуризм. Манифесты и программы. 1909-1941. Т. 1. Героический футуризм: риторические жесты и художественные программы. Сост. Лазарева Е. М.: Гилея, 2020. 396 с.

Маринетти Ф.Т. Футуризм. СПб.: «Прометей» Н.Н. Михайлова, 1914. 241 с.

Орлова Е.В. Дюссельдорфская художественная группа «ЗЕРО»: у истоков искусства световой кинетики в городском ландшафте (1958-1960-е годы) // Искусство Евразии. 2020. № 1(16). С. 277-296. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.021

Потяркина Е.Е. Творческие диалоги: И. Стравинский и Дж. Балла. Сценическое воплощение симфонической фантазии» Фейерверк» в дягилевской антрепризе // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2019. № 4. С. 15-21. URL: http://uz.gnesin-academy.ru/wp-content/uploads/archive/2019/article_2019_4_2_paper.pdf (дата обращения: 10.12.2023)

Сапрыкина Е.Ю. Футуризм и авангардная культура Италии // Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: Кн. 1 / Под ред. Ю.Н. Гирина. М.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 360-412.

Тастевен Г.Э. Футуризм (на пути к новому символизму). М.: Издание книжного магазина «Циолковский», 2017. 120 с.

Beccaria M. Giacomo Balla. URL: https://www.castellodirivoli.org/en/artista/giacomo-balla/ (дата обращения: 10.12.2023)

Benzi F. Giacomo Balla: The Conquest of speed // Italian Futurism 1909-1944. Reconstructing the Universe. Ed. Greene V. New York: The Solomon Guggenheim Foundation, 2014, pp.103-106.

Berghaus G. Italian futurist theatre, 1909-1944. Oxford: Clarendon press, 2004, 597 с.

Braun M. Giacomo Balla, Anton Bragaglia, and Etienne-Jules Marey // Italian Futurism 1909-1944. Reconstructing the Universe. Ed. Greene V. New York: The Solomon Guggenheim Foundation. 2014, pp. 95-98.

Dover C. How the Guggenheim Evoked a Groundbreaking 1917 Futurist Performance. URL: https://www.guggenheim.org/blogs/checklist/guggenheim-evoked-groundbreaking-1917-futurist-performance

Feu d’artifice (Firework). URL: https://www.castellodirivoli.org/en/opera/feu-dartifice-firework/ (дата обращения: 10.12.2023)

Fraquelli S. Modified Divisionism: Futurist Painting in 1910 // Italian Futurism 1909-1944. Reconstructing the Universe. Ed. Greene V. New York: The Solomon Guggenheim Foundation. 2014, pp. 79-82.

Giacomo Balla: Designing the Future, catalogue of the exhibition in Estorick Collection of Modern Italian Art. London: Silvana Editoriale Publ., 2017. 123 p. URL: https://ricerca.unich.it/bitstream/11564/680750/1/LEONE%20BALLA%20ESTORICK%202017.pdf (дата обращения: 10.12.2023)

Lauson C. Light art: an immaterial material // Light Show. Cambridge: The MIT Press, 2013, pp. 17-30.

Lista G. Balla. Modena: Galleria Fonte d’Abisso,1982 540 p.

Nigro A. et al. Roma, aprile 1917: le due serate di Giacomo Balla al Costanzi. Qualche precisazione sulla scenografia plastica per «Feu d’artifice» // Contemporanea. Scritti di storia dell’arte per Jolanda Nigro Covre. Campisano, 2013, pp. 167-173.

Popper F. Art of the Electronic Age. New York: Thames & Hudson, 1993, 192 p.

Sanna A. Lucio Fontana and Futurism after the Second World War // International Yearbook of Futurism Studies, 2018, vol. 8, pp. 150-186.

Taylor J. C. Futurism. The cat. of the Exhib., The Museum of mod. art, New York, May 31-Sept.5. New York: Museum of mod. art, 1961, 154 p.

Versari M. E. Recasting the past: on the posthumous fortune of Futurist sculpture // The Sculpture Journal, 2014, vol. 23, no. 3, pp. 349-368.

E LUCE FU. Giacomo Balla, Lucio Fontana, Olafur Eliasson and Renato Leotta URL: https://www.castellodirivoli.org/en/mostra/e-luce-fu-giacomo-balla-lucio-fontana-olafur-eliasson-and-renato-leotta/ (дата обращения: 10.12.2023)

Weibel P. The Development of Light Art // Light art from artificial light. Light as A Medium in 20th and 21st Century Art. Ostfildern: Hatje Cantz Publishers, 2006, pp. 86-223.

References

Azizyan I.A. Dialog iskusstv Serebryanogo veka [Arts’ dialogue of Silver Century]. Moscow: Progress-Traditsia Publ., 2001, 398 p.

Berezkin V.I. Iskusstvo stsenografii mirovogo teatra. T. 1.: Ot istokov do serediny XX veka [The art of scenography of the world theater. Vol. 1.: From the origins to the middle of the 20th century]. Moscow: LKI Publ., 2011, 536 p.

Bobrinskaya E. Luchizm Mikhaila Larionova i ital’yanskiy futurizm. Materiya i pustota [Rayonism of Mikhail Larionov and Italian futurism. Matter and Emptiness]. Iskusstvoznanie [Art History], 2020, no. 3, pp. 10-39.

Bobrinskaya E.A. Futurizm [Futurism]. Moscow: Galart Publ., 2000, 192 p.

Vtoroy futurizm: Manifesty i programmy ital’yanskogo futurizma. 1915-1933 [Second Futurism: Manifestos and Programs of Italian Futurism. 1915-1933] / Sost. Lazareva E. Moscow: Gileya (Real Hylaea) Publ., 2013, 228 p.

Galeev B. M. Iskusstvo kosmicheskogo veka: Izbrannye stat’i. [Art of the Space Age: Selected Articles]. Kazan: FEN Publ., 2002, 571 p.

Ital’yanskiy futurizm. Manifesty i programmy. 1909-1941. T. 1. Geroicheskiy futurizm: ritoricheskie zhesty i khudozhestvennye programmy [Italian futurism. Manifestos and programs. 1909-1941. T. 1. Heroic futurism: rhetorical gestures and artistic programs]. Sost. Lazareva E. Moscow: Gileya Publ., 2020, 396 p.

Marinetti F.T. Futurizm [Futurism]. Saint Petersburg.: “Prometey” N.N. Mikhaylova Publ., 1914, 241 p.

Orlova E.V. Dyussel’dorfskaya khudozhestvennaya gruppa «ZERO»: u istokov iskusstva svetovoy kinetiki v gorodskom landshafte (1958–1960-e gody) [Düsseldorf art group “ZERO”: at the origins of the art of light kinetics in the urban landscape (1958–1960s)]. Iskusstvo Evrazii [Art of Eurasia], 2020, no. 1 (16), pp. 277-296. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.021

Potyarkina E. E. Tvorcheskie dialogi: I. Stravinskiy i Dzh. Balla. Stsenicheskoe voploshchenie simfonicheskoy fantazii” Feyerverk” v dyagilevskoy antreprize [Creative dialogues: I. Stravinsky and J. Balla. Stage embodiment of the symphonic fantasy “Fireworks” in Diaghilev’s enterprise]. Uchenye zapiski Rossiyskoy akademii muzyki im. Gnesinykh, 2019, no. 4, 15-21 pp. URL: http://uz.gnesin-academy.ru/wp-content/uploads/archive/2019/article_2019_4_2_paper.pdf (accessed December 10, 2023)

Saprykina E.Yu. Futurizm i avangardnaya kul’tura Italii. [Futurism and avant-garde culture of Italy]. Avangard v kul’ture XX veka (1900-1930 gg.): Teoriya. Istoriya. Poetika: Kn. 1, Moscow: IMLI RAN Publ., 2010, pp. 360-412.

Tasteven G. E. Futurizm (na puti k novomu simvolizmu). [Futurism (on the way to a new symbolism)]. Moscow: Izdanie knizhnogo magazina «Tsiolkovskiy» Publ., 2017, 120 p.

Beccaria M. Giacomo Balla. URL: https://www.castellodirivoli.org/en/artista/giacomo-balla/ (accessed December 10, 2023)

Benzi F. Giacomo Balla: The Conquest of speed Italian Futurism 1909-1944. Reconstructing the Universe. Ed. Greene V. New York: The Solomon Guggenheim Foundation Publ., 2014. Pp. 103-106.

Berghaus G. Italian futurist theatre, 1909-1944. Oxford: Clarendon press Publ., 2004. 597 p.

Braun M. Giacomo Balla, Anton Bragaglia, and Etienne-Jules Marey. Italian Futurism 1909-1944. Reconstructing the Universe. Ed. Greene V. New York: The Solomon Guggenheim Foundation Publ. 2014. Pp. 95-98.

Dover C. How the Guggenheim Evoked a Groundbreaking 1917 Futurist Performance. URL: https://www.guggenheim.org/blogs/checklist/guggenheim-evoked-groundbreaking-1917-futurist-performance (accessed December 10, 2023)

Feu d’artifice (Firework). URL: https://www.castellodirivoli.org/en/opera/feu-dartifice-firework/ (accessed December 10, 2023)

Fraquelli S. Modified Divisionism: Futurist Painting in 1910. Italian Futurism 1909-1944. Reconstructing the Universe. Ed. Greene V. New York: The Solomon Guggenheim Foundation Publ., 2014, pp. 79-82.

Giacomo Balla: Designing the Future, catalogue of the exhibition in Estorick Collection of Modern Italian Art. London: Silvana Editoriale Publ., 2017, 123 p. URL: https://ricerca.unich.it/bitstream/11564/680750/1/LEONE%20BALLA%20ESTORICK%202017.pdf (accessed December 10, 2023)

Lauson C. Light art: an immaterial material. Light Show. Cambridge: The MIT Press Publ., 2013. Pp. 17-30.

Lista G. Balla. Modena: Galleria Fonte d’Abisso Publ., 1982. 540 p.

Nigro A. et al. Roma, aprile 1917: le due serate di Giacomo Balla al Costanzi. Qualche precisazione sulla scenografia plastica per «Feu d’artifice». Contemporanea. Scritti di storia dell’arte per Jolanda Nigro Covre. Campisano, 2013, pp. 167-173.

Popper F. Art of the Electronic Age. New York: Thames & Hudson Publ., 1993.

Sanna A. Lucio Fontana and Futurism after the Second World War. International Yearbook of Futurism Studies, 2018, vol. 8, pp. 150-186.

Taylor J. C. Futurism. The cat. of the Exhib., The Museum of mod. art, New York, May 31-Sept.5. New York : Museum of mod. art Publ., 1961.

Versari M. E. Recasting the past: on the posthumous fortune of Futurist sculpture. The Sculpture Journal, 2014, vol. 23, no. 3, pp. 349-368.

E LUCE FU. Giacomo Balla, Lucio Fontana, Olafur Eliasson and Renato Leotta URL: https://www.castellodirivoli.org/en/mostra/e-luce-fu-giacomo-balla-lucio-fontana-olafur-eliasson-and-renato-leotta/ (accessed December 10, 2023)

Weibel P. The Development of Light Art. Light art from artificial light. Light as A Medium in 20th and 21st Century Art. Ostfildern: Hatje Cantz Publishers, 2006, pp. 86-223.

Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
Spiridonova, A. (2023). СВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖАКОМО БАЛЛА В РАКУРСЕ ЗАРОЖДЕНИЯ СВЕТОВОГО ИСКУССТВА. Russian Studies in Culture and Society, 7(4), 144-163. https://doi.org/10.12731/2576-9782-2023-4-144-163
Раздел
Оригинальные статьи