ПРОБЛЕМА ИКОНОПИСНОГО КАНОНА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ЖИВОПИСИ

  • Alexander N. Mikhailov Национальный исследовательский университет «МЭИ»
  • Larisa B. Mikhaylova Московский педагогический государственный университет
Ключевые слова: православная иконопись, иконописный канон, иконография, иконографическая модель, иконографический тип, религиозно-художественная целостность, иконописный образ

Аннотация

Статья посвящена постановке проблемы иконописного канона и исследованию специфики канонических произведений в православной церковной живописи. С этой целью рассмотрена взаимосвязь художественно-эстетического канона в целом и иконописного канона в частности. Для уточнения смыслового наполнения понятий «иконописный канон» и «иконография» предложено разграничение терминов «иконографическая модель» и «иконографический тип». Специфика восточно-христианского иконописного канона исследуется в контексте особой гносеологической роли изобразительного искусства в системе православной культуры, обусловившей особенности иконописного символизма. Сформулированы общие и частные принципы канонической системы, выявляющие религиозно-философскую и художественно-эстетическую целостность иконописных образов, предназначенных для внерационального выражения божественного откровения и выступающих связующим звеном «дольнего» и «горнего», имманентного и трансцендентного уровней бытия.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Alexander N. Mikhailov, Национальный исследовательский университет «МЭИ»

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории и культурологии

Larisa B. Mikhaylova, Московский педагогический государственный университет

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, Институт социально-гуманитарного образования

Литература

Список литературы

Беседы (омилии) святителя Григория Паламы: [в 3 част.] Москва: Паломник, 1993. Ч. 1. 255 с.; Ч. 2. 254 с.; Ч. 3. 259 с. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/ (дата обращения: 14.11.2023).

Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 38. Л.: Наука, 1985. 543 с.

Гете И.В. Максимы и рефлексии // Гете об искусстве. М.: Искусство, 1975. С. 580 – 594.

Дионисий Ареопагит. О божественных именах; О мистическом богословии. СПб.: Глаголъ, 1994. 370 с.

Дионисий Ареопагит. О небесной Иерархии. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2022. 92 с.

Ерминия или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом 1701-1733 год / [Пер.] Порфирия, еп. Чигиринского. Киев: тип. Киево-Печерской лавры, 1868. 250 с. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija-ili-nastavlenie-v-zhivopisnom-iskusstve-sostavlennoe-ieromonahom-i-zhivopistsem-dionisiem-furnoagrafiotom/ (дата обращения: 14.11.2023).

Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против отвергающих святые иконы // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. СПб., 1913, Т.I, с.351-402. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tri-zashhititelnykh-slova-protiv-poritsajushhikh-svjatye-ikony/ (дата обращения: 14.11.2023).

Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.

Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: ГРВЛ. 1973. 256 с.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. 320 с.

Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия "Мир искусств"). СПб.: Академический проект, 2002. C.314-321.

Михайлова Л. Б. Философия русской иконы: эстетическая манифестация религиозного сознания // Ценности и смыслы. 2016. № 6. Т.1. С.36-52.

Подлинник Иконописный. Издание С.Т. Большакова. Под редакцией А.И. Успенского. Репринтное издание с оригинала 1903 г. М.: Нобель Пресс, 2015. 428 с.

Слова преподобного Симеона Нового Богослова в 2-х томах. М.: Правило Веры, 2015. 1549 с.

Творения преподобного Максима Исповедника. Книга 1. М.: Мартис, 1993. 640 с.

Тюляев С.И. Каноны в средневековой пластике Индии // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: ГРВЛ. 1973. 256 с.

Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М.: Дар, 2008. 656 с.

Успенский Л.А. Седьмой Вселенский Собор и догмат об иконопочитании // Пастырь: просветительский журнал / учредитель Фонд Святого благоверного князя Александра Невского. Москва: Самшит-издат, октябрь-ноябрь 2007. URL: https://old.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=144 (дата обращения: 14.11.2023).

Языкова И. Со-Творение образа. Богословие иконы. М.: Издательство ББИ, 2012. 368 с.

References

Besedy (omilii) svjatitelja Grigorija Palamy [Conversations (omilies) of St. Gregory Palamas]. Moscow: Palomnik, 1993, vol. 1, 255 p.; vol. 2, 254 p.; vol. 3, 259 p. https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/ (accessed 14.11.2023).

Interaction of Old Russian Literature and Fine Arts. Proceedings of the De-partment of Old Russian Literature. Vol. 38. L.: Nauka, 1985, 543 p.

Goethe I.V. Maxims and Reflexions. Goethe on Art. M.: Iskusstvo, 1975, pp. 580-594.

Dionisij Areopagit. On Divine Names; On Mystical Theology. St. Petersburg: Glagol, 1994, 370 p.

Dionisij Areopagit. On the Heavenly Hierarchy. St. Petersburg: Society in Memory of Hegumen Taisia, 2022, 92 p.

Erminia or Instruction in the Art of Painting, compiled by Hieromonk and painter Dionisius Furnoagrafiot 1701-1733. Kiev: Kiev-Pechersk Lavra, 1868, 250 p. https://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija-ili-nastavlenie-v-zhivopisnom-iskusstve-sostavlennoe-ieromonahom-i-zhivopistsem-dionisiem-furnoagrafiotom/ (accessed 14.11.2023).

Ioann Damaskin. Three defensive words against those who reject holy icons. The Complete Collection of the Works of St. John Damascene. St. Petersburg, 1913, vol. I, pp. 351-402. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tri-zashhititelnykh-slova-protiv-poritsajushhikh-svjatye-ikony/ (accessed 14.11.2023).

Losev A.F. Dialectics of Myth. Moscow: Mysl, 2001, 558 p.

Losev A.F. On the Concept of Artistic Canon. The Problem of Canon in An-cient and Medieval Art of Asia and Africa. Moscow: GRVL, 1973, 256 p.

Losev A.F. The Problem of the Symbol and Realistic Art. Moscow: Art, 1995. 320 p.

Lotman Ju.M. Canonical Art as an Information Paradox. Articles on Semiot-ics of Culture and Art (Series "The World of Art"). SPb.: Academic Project, 2002, pp. 314-321.

Mihajlova L. B. Philosophy of the Russian icon: aesthetic manifestation of religious consciousness. Cennosti i smysly [Values and Meanings], 2016, no. 6, vol. 1, pp. 36-52.

Original Iconographic / Edition by S.T. Bolshakov. Edited by A.I. Uspensky. Reprint edition from the original 1903. Moscow: Nobel Press, 2015, 428 p.

Words of the Venerable Simeon the New Theologian in 2 volumes. M.: Rule of Faith, 2015, 1549 p.

The Works of the Monk Maximus the Confessor. Book 1. M.: Martis, 1993, 640 p.

Tjuljaev S.I. Canons in the medieval plastic art of India. The problem of the canon in the ancient and medieval art of Asia and Africa. Moscow: GRVL, 1973, 256 p.

Uspenskij L.A. heology of the Icon of the Orthodox Church. Moscow: Dar, 2008, 656 p.

Uspenskij L.A. The Seventh Ecumenical Council and the Dogma of Icono-clasm. Pastyr [Pastor]. Moscow: Samshit-izdat, October-November 2007. URL: https://old.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=144 (accessed 14.11.2023).

Jazykova I. Co-Creation of the Image. The Theology of the Icon. Moscow: BBI Publ., 2012. 368 p.

Опубликован
2024-03-29
Как цитировать
Mikhailov, A., & Mikhaylova, L. (2024). ПРОБЛЕМА ИКОНОПИСНОГО КАНОНА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ЖИВОПИСИ. Russian Studies in Culture and Society, 8(1). https://doi.org/10.12731/2576-9782-2024-8-1-218
Раздел
Оригинальные статьи