ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АКАДЕМИЧЕСКИХ ОБМЕНОВ СТУДЕНТАМИ И СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ КИТАЙСКИМИ И РОССИЙСКИМИ ВУЗАМИ

  • Li Wenze Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: социология культуры, образовательные обмены, академическая мобильность, сотрудничество в сфере образования, китайские студенты, российские студенты, иностранные студенты, образование

Аннотация

Теория академических обменов подчеркивает важность международного сотрудничества для повышения качества образования, стимулирования инноваций и поощрения культурного разнообразия. Китай и Россия - две крупные мировые державы с богатой историей и культурой. Обмен иностранными студентами между странами является важным аспектом дружественного формата сотрудничества в сфере высшего образования. В ходе такого обмена студенты могут улучшить навыки иностранного языка, обогатить личный жизненный опыт, обеспечить высокую конкурентоспособность при трудоустройстве, расширить знания и умения в области получаемой профессии. В данной статье анализируется текущая обстановка и прогнозирование будущих направлений развития образовательного обмена через различные призмы, в том числе через опыт академического обмена студентами между университетами двух стран. Проводится анализ установки студентов из Китая, обучающихся в СПбГУ, на получение высшего образования в России. Автор отмечает, что академические обмены и зарубежный опыт обучения предоставляют возможность иностранным студентам расширить свой кругозор и удовлетворить свои эмоциональные потребности в учебе и жизни. Студенты из обеих стран получают возможность погрузиться в другую культурную и академическую среду, улучшить навыки межкультурного общения и расширить свои глобальные перспективы. Также акцентируется внимание на мнение китайских студентов о качестве высшего образования в России. Для государства академические обмены студентами имеют большое значение, так как они выступают инструментами формирования «мягкой силы» в другой стране, укрепляют дипломатические отношения между странами, формируют положительный имидж государства, привлекают инвестиции и др. Таким образом, академические обмены являются для стран способом развития сотрудничества на различных уровнях – от образовательного до экономического.

Цель. Исследовать текущее состояние концепции академического обмена студентами между Китаем и Россией, изучить значение данного международного сотрудничества для развития системы высшего образования.

Метод или методология проведения работы. В работе используются сбор и анализ информационных источников, исторический метод, сравнение и обобщение, проведение опроса с помощью авторского анкетирования. Для анализа эмпирических данных используется программное SPSS Statistics 23.

Результаты. Результатом работы выступает выявление особенностей сферы академического обмена студентами между Китаем и Россией, определение важности данного сотрудничества для развития системы высшего образования на международном уровне. Автор приходит к выводу, что сотрудничество в развитии инноваций в ключевых областях образования способствует сглаживанию культурных различий стран, расширяет возможности для студентов обеих стран в получении высшего образования.

Область применения результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы в образовательной сфере международного сотрудничества. Преподавателям и специалистам, занимающимся планированием образовательного процесса в университетской сфере, доступна возможность создания новаторского подхода к улучшению программы академического обмена студентами, учитывая социокультурные критерии, проанализированные в статье.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Li Wenze, Санкт-Петербургский государственный университет

аспирант

Литература

Список литературы

В российских вузах обучается 37 081 китайский студент / Минобрнауки ожидает, что образовательный обмен с КНР усилится: электронный ресурс. https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/03/22/967543-v-rossiiskih-vuzah-obuchaetsya-37-081-kitaiskii-student (дата обращения 16.02.2024)

Зубарева С.С. Основные направления сотрудничества России и Китая в сфере высшего образования / С. С. Зубарева // Россия и мир: история и современность: Тезисы ХI всероссийской конференции студентов и молодых учёных, Сургут, 21–23 апреля 2023 года / Редакционная коллегия Е.А. Гаврисенко [и др.]. Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2023. С. 79-81.

Коваленко А.И. О конкуренции теорий конкуренции // Современная Конкуренция. 2010. № 6. С. 107-116.

Козлов Н.И. Современное сотрудничество России и Китая в области культуры и образования / Н. И. Козлов, Ц. Ван // Культура и цивилизация. 2021. Т. 11, № 6-1. С. 228-236.

Лян В. Основные актуальные проблемы иностранных студентов в России (на примере китайских студентов) // Современная российская наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 20 мая 2023 года. Пенза: Наука и Просвещение, 2023. С. 230-232.

Магдалинская Ю. «Основа сотрудничества: За последнее десятилетие в сфере гуманитарного взаимодействия России и Китая произошел серьезный качественный скачок» // Росс. Газета. Спецвыпуск № 247, 2018. Электронный ресурс. URL: https://rg.ru/2018/11/01/v-gumanitarnom-vzaimodejstvii-rf-i-knr-proizoshel-kachestvennyj-skachok.html (дата обращения: 10.03.2024)

Мартова А.Д. Программа двойного диплома: особенности совместного обучения в России и Китае / А.Д. Мартова, В.Е. Хисматуллина // Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом университете: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции, Уфа, 27 октября 2022 года. Уфа: Уфимский университет науки и технологии, 2022. С. 193-199.

Мишакова А.Н. Социокультурный контекст российско-китайского взаимодействия в сфере образования // Primo Aspectu. 2023. № 3(55). С. 26-31.

Рязанцева С.В., Шахрайб С.М., Яникс А.А. Российско-китайская академическая мобильность как конкурентное партнерство // Вестник Российской академии наук. 2020. Том 90, № 1. С. 3-14. https://doi.org/10.31857/S0869587320010120

Трофимов Е.А. Современные реалии внешней образовательной миграции // Известия Байкальского государственного университета. 2023. Т. 33, № 1. С. 93-99. https://doi.org/10.17150/2500-2759.2023.33(1).93-99

Хэ Ч. Сотрудничество Китая и России в сфере образования: проблемы и перспективы // Заметки ученого. 2023. № 5-1. С. 146-151.

Черных Е.О. Международный академический обмен: опыт работы России и Китая // Вестник МИРБИС. 2023. № 1(33). С. 228-237.

Чжао Ю. Особенности межкультурной коммуникации у китайских студентов в процессе обучения в российских вузах // International Journal of Medicine and Psychology. 2023. Т. 6, № 3. С. 96-98.

Эбзеева Ю.Н. Позиции российских вузов в мировых рейтингах в 2022 году / Ю. Н. Эбзеева, Ю. Б. Смирнова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. Т. 22, № 4. С. 909. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-4-909-918

A World on the Move: Trends in Global Student Mobility (Institute of International Education, New York, 2018), No. 2 // Education at a Glance 2017: OECD Indicators. OECD Publishing, Paris, 2017.

Education at a Glance 2017: OECD Indicators. OECD Publishing, Paris, 2017.

Knight J. Moving from soft power to knowledge diplomacy // Int. Higher Education. 2015. No. 8. P. 8–9.

Nye J.S. How sharp power threatens soft power // Foreign Affairs. 2018. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2018-01-24/how-sharp-power-threatens-soft-power (дата обращения: 12.02.2024).

Friedrich A. Hayek The meaning of competition // Econ Journal Watch. 2016. Vol. 13(2). P. 359–372.

Wu H. Three dimensions of China’s ‘outward-oriented’ higher education internationalization // Higher Education. 2019. Vol. 77 (1). P. 81–96.

Willsher K. Macron meets Xi Jinping to strengthen EU–China relationship // Guardian. 2016. URL: https://www.theguardian.com/world/2019/mar/26/emmanuel-macronmeets-chinese-leader-in-attempt-to-strengthen-ties (дата обращения: 22.03.2024).

Yao Z. Building competitive partnership between China and the United States. Электронный ресурс. URL: https://piie.com/system/files/documents/yao20180917remarks.pdf (дата обращения: 26.02.2024)

References

There are 37,081 Chinese students studying in Russian universities / Ministry of Education and Science expects that educational exchange with China will intensify. https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/03/22/967543-v-rossiiskih-vuzah-obuchaetsya-37-081-kitaiskii-student (accessed 16.02.2024).

Zubareva S.S. Main directions of cooperation between Russia and China in the sphere of higher education. Russia and the World: History and Modernity: Abstracts of the XI All-Russian Conference of Students and Young Scientists, Surgut, April 21-23, 2023 / Editorial Board E.A. Gavrisenko [et al.]. Surgut: Surgut State Pedagogical University, 2023, pp. 79-81.

Kovalenko A.I. On competition of competition theories. Sovremennaya Konkurentiya, 2010, no. 6, pp. 107-116.

Kozlov N.I., Wang C. Modern cooperation between Russia and China in the field of culture and education. Kul'tura i tsivilizatsiya [Culture and Civilization], 2021, vol. 11, no. 6-1, pp. 228-236.

Liang W. The main actual problems of foreign students in Russia (on the example of Chinese students). Modern Russian science: current issues, achievements and innovations: a collection of articles of the V All-Russian scientific-practical conference, Penza, May 20, 2023. Penza: Science and Enlightenment, 2023, pp. 230-232.

Magdalinskaya Yu. "The basis of cooperation: Over the last decade in the sphere of humanitarian cooperation between Russia and China there has been a serious qualitative leap". Ross. Gazeta. Special Issue, 2018, no. 247. https://rg.ru/2018/11/01/v-gumanitarnom-vzaimodejstvii-rf-i-knr-proizoshel-kachestvennyj-skachok.html (accessed 10.03.2024)

Martova A.D., Khismatullina V.E. Double degree program: features of joint education in Russia and China. Pedagogical science and pedagogical education in a classical university: proceedings of the annual International scientific-practical conference, Ufa, October 27, 2022. Ufa: Ufa University of Science and Technology, 2022, pp. 193-199.

Mishakova A.N. Sociocultural context of Russian-Chinese interaction in education. Primo Aspectu, 2023, no. 3(55), pp. 26-31.

Ryazantseva S.V., Shakhraib S.M., Yanix A.A. Russian-Chinese academic mobility as a competitive partnership. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], 2020, vol. 90, no. 1, pp. 3-14. https://doi.org/10.31857/S0869587320010120

Trofimov E.A. Modern realities of external educational migration. Izvestia Baikal State University, 2023, vol. 33, no. 1, pp. 93-99. https://doi.org/10.17150/2500-2759.2023.33(1).93-99

He Ch. Cooperation between China and Russia in the sphere of education: problems and prospects. Zametki uchenogo [Notes of a scientist], 2023, no. 5-1, pp. 146-151.

Chernykh E.O. International academic exchange: the experience of Russia and China. Vestnik MIRBIS [MIRBIS Bulletin], 2023, no. 1(33), pp. 228-237.

Zhao Y. Features of intercultural communication in Chinese students in the process of studying in Russian universities. International Journal of Medicine and Psychology, 2023, vol. 6, no. 3, pp. 96-98.

Ebzeyeva Y.N., Smirnova Y.B. Positions of Russian universities in world ratings in 2022. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology], 2022, vol. 22, no. 4, p. 909. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-4-909-918

A World on the Move: Trends in Global Student Mobility (Institute of International Education, New York, 2018), No. 2. Education at a Glance 2017: OECD Indicators. OECD Publishing, Paris, 2017.

Education at a Glance 2017: OECD Indicators. OECD Publishing, Paris, 2017.

Knight J. Moving from soft power to knowledge diplomacy. International Higher Education, 2015, no. 8, pp. 8-9.

Nye J.S. How sharp power threatens soft power. Foreign Affairs. 2018. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2018-01-24/how-sharp-power-threatens-soft-power (accessed 12.02.2024).

Friedrich A. Hayek The meaning of competition. Econ Journal Watch, 2016, vol. 13(2), pp. 359-372.

Wu H. Three dimensions of China's 'outward-oriented' higher education internationalization. Higher Education, 2019, vol. 77 (1), pp. 81-96.

Willsher K. Macron meets Xi Jinping to strengthen EU-China relationship. Guardian. 2016. https://www.theguardian.com/world/2019/mar/26/emmanuel-macronmeets-chinese-leader-in-attempt-to-strengthen-ties (accessed 22.03.2024).

Yao Z. Building competitive partnership between China and the United States. https://piie.com/system/files/documents/yao20180917remarks.pdf (accessed 26.02.2024)

Опубликован
2024-03-29
Как цитировать
Wenze, L. (2024). ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АКАДЕМИЧЕСКИХ ОБМЕНОВ СТУДЕНТАМИ И СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ КИТАЙСКИМИ И РОССИЙСКИМИ ВУЗАМИ. Russian Studies in Culture and Society, 8(1), 78-96. https://doi.org/10.12731/2576-9782-2024-8-1-224
Раздел
Оригинальные статьи