ИНСТРУМЕНТЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: искусственный интеллект, ИИ, педагогический работник, факторный анализ, типология, педагогическая деятельность

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена актуальной в условиях современной политико-экономической реальности теме использования инструментов искусственного интеллекта в педагогической деятельности. Предметом анализа выступают факторы, влияющие на решение педагога по применению ИИ в своей работе.

Цель. Авторы ставят целью посредством анализа эмпирических данных определить уровень осведомленности педагогических работников о возможностях инструментов ИИ, а также выделить типы педагогов, использующих инструменты искусственного интеллекта в профессиональной деятельности.

Метод и методология проведения работы. Методом социологического исследования является экспертный опрос, респондентами которого стали 162 педагогических работника. Экспертный опрос был проведен в октябре-ноябре 2024 года.

Результаты. В результате анализа создана авторская типология педагогических работников, использующих инструменты искусственного интеллекта в своей профессиональной деятельности.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере образования для формирования целей и задач развития и повышения квалификации педагогических работников.

Биографии авторов

Evgeniya V. Zhelnina, Тольяттинский государственный университет

профессор кафедры «Прикладная математика и информатика», доктор социологических наук, доцент

Natalia V. Lyubavina, Поволжский государственный университет сервиса

доцент Высшей школы туризма и социальных технологий, кандидат социологических наук, доцент

Литература

Список литературы

Аверьянова С. Ю. Искусственный интеллект в педагогической деятельности // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2024: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 21 августа 2024 года. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2024. С. 13-15.

Герасимчук А. В. Нейросетевые технологии в образовательном процессе: миф или реальность // Школа молодых учёных по проблемам естественных наук: Сборник материалов областного профильного семинара, Елец, 12 октября 2018 года. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. С. 14-19.

Герасимова В. В. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе школы // Дневник науки. 2024. № 5(89).

Давыденко С. В. Прорывные и подрывные технологии в практике применения искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития : Материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 16–18 апреля 2024 года. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2024. С. 573-576.

Дидактический потенциал цифровых технологий в подготовке студентов педагогического вуза / Л. Г. Паршина, П. В. Замкин, И. Б. Буянова, Е. В. Щербинкина // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13, № 4(52). С. 72-79. https://doi.org/10.51609/2079-3499_2022_13_04_72

Идикова А. Б. Искусственный интеллект как инструмент трудовой мотивации педагогов // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. № 4-2(110). С. 39-45. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2024-4-2-39-45

Искусственный интеллект и межкультурная коммуникация: новые возможности, вызовы, риски: Сборник статей 31-й Международной научно-практической конференции молодых ученых, Москва, 24 апреля 2024 года. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2024. 151 с.

Искусственный интеллект в художественно-педагогическом образовании: грани сотрудничества и перспективы развития / К. М. Зубрилин, Б. А. Карев, Д. А. Хворостов [и др.]. Москва: Перспектива, 2024. 220 с.

Круподерова Е. П. Подготовка будущих учителей к организации обучения в цифровой образовательной среде / Е. П. Круподерова, К. Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 136-139.

Коляда М. Г. Искусственный интеллект как движущая сила совершенствования и инновационного развития в образовании и педагогике / М. Г. Коляда, Т. И. Бугаева // Информатика и образование. 2019. № 10(309). С. 21-30. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2018-33-10-21-30

Anderson J. R. Intelligent Tutoring Systems / J. R. Anderson, C. F. Boyle, B. J. Reiser // Science. 1985. Vol. 228, No. 4698. P. 456-462.

Brokken F. B. Student Modeling in Intelligent Tutoring Systems: Acquisition of Cognitive Skill and Tutorial Interventions / F. B. Brokken, P. H. Been // Social Science Computer Review. 1993. Vol. 11, No. 3. P. 329-349. https://doi.org/10.1177/089443939301100306

El-Sheikh E. Generating Intelligent Tutoring Systems from Reusable Components and Knowledge-Based Systems / E. El-Sheikh, J. Sticklen // Lecture Notes in Computer Science. 2002. Vol. 2363. P. 0199.

Profiling Student Activities with the Smithtown Discovery World Program/Arnold Katz and Jack Ochs // Social Science Computer Review. 1993. Vol. 11, No. 3. P. 366-378. https://doi.org/10.1177/089443939301100308

Wang W. An Analysis of English Schooling at College Quality Based on Modern Information Technology / W. Wang, H. Zhang // Scientific Programming. 2022. Vol. 2022. P. 1372463. https://doi.org/10.1155/2022/1372463

Yu L. Analysis of the Correlation between Academic Performance and Learning Motivation in English Course under a Corpus-Data-Driven Blended Teaching Model / L. Yu, Ju. Shen // Scientific Programming. 2022. Vol. 2022. P. 3407270. https://doi.org/10.1155/2022/3407270

References

Aver'ianova S. IU. Iskusstvennyi intellekt v pedagogicheskoi deiatel'nosti [Artificial intelligence in teaching]. Tendentsii razvitiia obrazovaniia: pedagog, obrazovatel'naia organizatsiia, obshchestvo – 2024: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Trends in the development of education: teacher, educational organization, society – 2024: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation]. CHeboksary, 2024, pp. 13-15.

Gerasimchuk A. V. Neirosetevye tekhnologii v obrazovatel'nom protsesse: mif ili real'nost' [Neural network technologies in the educational process: myth or reality]. SHkola molodykh uchenykh po problemam estestvennykh nauk : Sbornik materialov oblastnogo profil'nogo seminara [School of young scientists on the problems of natural sciences : Collection of materials of the regional specialized seminar]. Elets, 2018, pp. 14-19.

Gerasimova V. V. Ispol'zovanie iskusstvennogo intellekta v obrazovatel'nom protsesse shkoly [The use of artificial intelligence in the educational process of the school]. Dnevnik nauki [Science diary], 2024, no. 5(89).

Davydenko S. V. Proryvnye i podryvnye tekhnologii v praktike primeneniia iskusstvennogo intellekta v professional'noi deiatel'nosti pedagoga [Breakthrough and disruptive technologies in the practice of using artificial intelligence in the professional activity of a teacher]. Nauka i obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitiia. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Science and education: experience, problems, development prospects: Materials of the international scientific and practical conference]. Krasnoiarsk, 2024, pp. 573-576.

Didakticheskii potentsial tsifrovykh tekhnologii v podgotovke studentov pedagogicheskogo vuza [The didactic potential of digital technologies in the training of students of a pedagogical university] / L. G. Parshina, P. V. Zamkin, I. B. Buianova, E. V. SHCHerbinkina. Gumanitarnye nauki i obrazovanie [Humanities and education], 2022, vol. 13, no. 4(52), pp. 72-79. https://doi.org/10.51609/2079-3499_2022_13_04_72

Idikova A. B. Iskusstvennyi intellekt kak instrument trudovoi motivatsii pedagogov [Artificial intelligence as a tool for teachers' work motivation]. Ekonomika i biznes: teoriia i praktika [Economics and Business: theory and practice], 2024, no. 4-2(110), pp. 39-45. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2024-4-2-39-45

Iskusstvennyi intellekt i mezhkul'turnaia kommunikatsiia: novye vozmozhnosti, vyzovy, riski [Artificial intelligence and intercultural communication: new opportunities, challenges, risks]. Sbornik statei 31-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh [Collection of articles of the 31st International Scientific and Practical Conference of Young Scientists]. Moscow, 2024, 151 p.

Iskusstvennyi intellekt v khudozhestvenno-pedagogicheskom obrazovanii: grani sotrudnichestva i perspektivy razvitiia [Artificial intelligence in art and pedagogical education: the facets of cooperation and development prospects] / K. M. Zubrilin, B. A. Karev, D. A. KHvorostov. Moscow, 2024, 220 p.

Krupoderova E. P. Podgotovka budushchikh uchitelei k organizatsii obucheniia v tsifrovoi obrazovatel'noi srede [Preparing future teachers to organize training in a digital educational environment]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Problems of modern pedagogical education], 2022, no. 74-1, pp. 136-139.

Koliada, M. G. Iskusstvennyi intellekt kak dvizhushchaia sila sovershenstvovaniia i innovatsionnogo razvitiia v obrazovanii i pedagogike [Artificial intelligence as a driving force for improvement and innovative development in education and pedagogy]. Informatika i obrazovanie [Computer Science and education], 2019, no. 10(309), pp. 21-30. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2018-33-10-21-30

Anderson J. R. Intelligent Tutoring Systems / J. R. Anderson, C. F. Boyle, B. J. Reiser. Science, 1985, vol. 228, no. 4698, pp. 456-462.

Brokken F. B. Student Modeling in Intelligent Tutoring Systems: Acquisition of Cognitive Skill and Tutorial Interventions / F. B. Brokken, P. H. Been. Social Science Computer Review, 1993, vol. 11, no. 3, pp. 329-349. https://doi.org/10.1177/089443939301100306

El-Sheikh E. Generating Intelligent Tutoring Systems from Reusable Components and Knowledge-Based Systems / E. El-Sheikh, J. Sticklen. Lecture Notes in Computer Science, 2002, vol. 2363, p. 0199.

Profiling Student Activities with the Smithtown Discovery World Program / Arnold Katz and Jack Ochs. Social Science Computer Review, 1993, vol. 11, no. 3, pp. 366-378. https://doi.org/10.1177/089443939301100308

Wang W. An Analysis of English Schooling at College Quality Based on Modern Information Technology / W. Wang, H. Zhang. Scientific Programming, 2022, vol. 2022, pp. 1372463. https://doi.org/10.1155/2022/1372463

Yu L. Analysis of the Correlation between Academic Performance and Learning Motivation in English Course under a Corpus-Data-Driven Blended Teaching Model / L. Yu, Ju. Shen. Scientific Programming, 2022, vol. 2022, pp. 3407270. https://doi.org/10.1155/2022/3407270

Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
Zhelnina, E., & Lyubavina, N. (2024). ИНСТРУМЕНТЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Russian Studies in Culture and Society, 8(4), 161-180. https://doi.org/10.12731/2576-9782-2024-8-4-254
Раздел
Оригинальные статьи