КУЛЬТУРОЛОГИЯ АРХЕОЛОГИИ: ТЕКСТ – КОД – СИСТЕМА ПОВТОРОВ И АВТОРИТЕТОВ

  • Artyom V. Drobyshev Челябинский государственный университет
Ключевые слова: археология, культурология, культурный код, текст, система повторов, система авторитетов, Майя Никулина, Аркаим, археологический текст

Аннотация

Различные междисциплинарные исследования, связывающие подходы культурологии и археологии, позволяют проанализировать одно из продуктивных направлений в рамках данного сближения – культурологию археологии, – сосредотачивающего фокус внимания на археологических объектах, памятниках и текстах, которые могут выступать в качестве культурных феноменов, позволяя тем самым всесторонне изучать природу данных явлений, их структуру, законы развития и функционирования в современном обществе.

Цель статьи – определение понятия культурологической археологии, его детализация, выявление междисциплинарных перспектив этого направления в будущих исследованиях современной культуры и для гуманитарного знания в целом.

Рассматривая археологический памятник «Аркаим» как текст, автор выделяет при помощи пустотного концепта «культурный код» в структуре меморативного ландшафта коллокационные (на материале корпусов системы НКРЯ), семантические, повествовательные и описательные коды (в границах текстов археолога Г.Б. Здановича и уральского поэта М.П. Никулиной), характерной чертой которых оказывается высокая степень «валентности» внутренних знаков. Механизм функционирования кодов с системой знаков высокой «валентности» описывается на примере сопоставления текстов Г.Б. Здановича и поэта М.П. Никулиной об Аркаиме. Именно это утверждается в качестве ключевой причины большого многообразия интерпретаций (научных, мистических, эзотерических, поэтических и др.) современных археологических памятников и объектов.

Делается вывод о том, что именно такое свойство «археологического» текста (в широком смысле данного понятия) может восприниматься, с одной стороны, в качестве негативного фактора (тиражирование антинаучных трактовок, развитие различных сект, неофашистских организаций и т.д.), а с другой, выступать в виде лакмусовой бумажки, «зеркала», в котором отражаются важнейшие процессы, протекающие в современном обществе и культуре.

Биография автора

Artyom V. Drobyshev, Челябинский государственный университет

аспирант, преподаватель кафедры философии и культурологии

Литература

Дробышев А. В. Концепт «культурный код» как универсальный методологический инструмент в гуманитарных дисциплинах // Челябинский гуманитарий. 2024. № 2(67). С. 32-45. https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-67-2-32-45

Дробышев А. В. Уральская поэзия и кинематограф: логика медийного и культурного симбиоза // MEDIA Образование. Цифровая среда: между позитивом и деструкцией: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 21–23 ноября 2023 года. Челябинск: Челябинский институт развития профессионального образования, 2024. С. 336-339.

Есаков Г. А. Неофашизм как проявление экстремизма: проблемы уголовно-правового противодействия / Г. А. Есаков, А. И. Коробеев // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2015. Т. 17, № 2. С. 138-148.

Загидуллина М. В. Популяризация археологии в условиях «оспариваемых территорий» (на примере Аркаима) // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2024. Т. 9, № 4. С. 124-131. https://doi.org/10.47475/2542-0275-2024-9-4-124-131

Зданович Г. Б. Аркаим: арии на Урале или несостоявшаяся цивилизация // Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия / Челябинский государственный университет, Специализированный природно-ландшафтный и историко-археологический центр Аркаим, Ильменский государственный заповедник. Челябинск: Каменный пояс, 1995. С. 21-42.

Зданович Г. Б. Аркаим и «Страна городов»: диалог культур // Аркаим: по страницам древней истории Южного Урала. Челябинск: Крокус, 2004. С. 49-66.

Зданович Г. Б. Аркаим - культурный комплекс эпохи средней бронзы Южного Зауралья // Российская археология. 1997. № 2. С. 47-62.

Зданович Д. Г. Могильник Большекарагайский (Аркаим) и мир древних индоевропейцев Урало-Казахстанских степей // Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия / Челябинский государственный университет, Специализированный природно-ландшафтный и историко-археологический центр Аркаим, Ильменский государственный заповедник. Челябинск: Каменный пояс, 1995. С. 43-53.

Иконникова С. Н. Археология и культурология: взаимосвязь и диалог // Проблемы культурогенеза и культурного наследия: Сборник статей к 80-летию Вадима Михайловича Массона / Институт истории материальной культуры РАН. Санкт-Петербург: Инфо Ол, 2009. С. 16-24.

Казарин Ю. В. Беседы с Майей Никулиной: 15 вечеров. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2011. 476 с.

Кузьмин А. Г. Ультраправые скинхеды в современной России: эволюция политической идеологии и практики // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2010. Т. 6, № 1. С. 143-178.

Кун Т. Структура научных революций. С вводной статьей и дополнениями 1969 г. М.: Прогресс, 1977. 300 с.

Куприянова Е. В. Заповедник «Аркаим» и проблемы популяризации археологии на Южном Урале // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 12(341). С. 22-29.

Куприянова Е. В. Аркаим: популяризация или «попсовость» (к вопросу о проблемах взаимодействия науки и массового сознания) // Горизонты цивилизации. 2013. № 4. С. 73-88.

Куприянова Е. В. Поселение Аркаим и популяризация археологии на Южном Урале (к вопросу о проблемах взаимодействия науки и массового сознания) // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 146-161.

Курлаев Е. А. «Церковная археология» как направление исследований // Теория и практика археологических исследований. 2019. № 1(25). С. 169-178. https://doi.org/10.14258/tpai(2019)1(25).-14

Милованова М. П. Педагогическая археология как форма популяризации археологической науки // Археология Евразийских степей. 2021. № 6. С. 148-155. https://doi.org/10.24852/2587-6112.2021.6.148.155

Никулина М. П. Аркаим – древнейшая история человечества // Наука и жизнь. 1995. № 1. С. 42-48.

Никулина М. П. Камень. Пещера. Гора. Екатеринбург: Банк культур. информ., 2002. 119 с.

Никулина М. П. Про земельные дела и про тайную силу (О дальних истоках уральской мифологии П.П. Бажова) // Филологический класс. 2003. № 9. С. 76-81.

Соковиков С. С. Спонтанная иеротопия в современном мифотворчестве: случай Аркаима / С. С. Соковиков, Е. А. Каминская // Обсерватория культуры. 2023. Т. 20, № 6. С. 658-668. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-6-658-668

Флиер А. Я. Культурология для культурологов. Москва: РГБ, 2007. 496 с.

Шнирельман В. А. Аркаим: археология, эзотерический туризм и национальная идея // Антропологический форум. 2011. № 14. С. 133-167.

Dadizadeh N. A., Doğan E. Community Engagement and Sustainable Heritage Tourism: Mediating Role of Archaeological Heritage Interpretation // Conservation and Management of Archaeological Sites. 2024. Vol. 26(2–3). P. 175–206. https://doi.org/10.1080/13505033.2024.2400627

Erdoğan H. A., Birsen A. G., Bilim Y. Archaeotourist: A Novel Tourist Type in Heritage Tourism // Conservation and Management of Archaeological Sites. 2024. Vol. 26(2–3). P. 134–154. https://doi.org/10.1080/13505033.2024.2416743

Griera M., Astor A., Burchardt M. Performing heritage at Cordoba’s Mosque-Cathedral // Cultural Studies. 2024. Vol. 38(5). P. 815–838. https://doi.org/10.1080/09502386.2024.2383202

Lin Z., Yang Z., Yuan J. Research on the design and image perception of cultural landscapes based on digital roaming technology // Herit Sci. 2024. Vol. 12, 397. https://doi.org/10.1186/s40494-024-01520-x

References

Drobychev A.V. The concept of “cultural code” as a universal methodological tool in the humanities. Chelyabinskiy gumanitariy [Chelyabinsk Humanitarian Journal], 2024, no. 2(67), pp. 32–45. https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-67-2-32-45

Drobychev A.V. Ural poetry and cinema: The logic of media and cultural symbiosis. MEDIA Obrazovanie. Tsifrovaya sreda: mezhdu pozitivom i destruktsiyey [Media Education. Digital Environment: Between Positivity and Destruction]: Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference, Chelyabinsk, November 21–23, 2023. Chelyabinsk: Chelyabinsk Institute for Professional Development, 2024, pp. 336–339.

Esakov G.A., Korobeev A.I. Neo-fascism as an expression of extremism: Problems of criminal-law counteraction. Aziatsko-tikhookeanskiy region: ekonomika, politika, pravo [Asia-Pacific Region: Economy, Politics, Law], 2015, vol. 17, no. 2, pp. 138–148.

Zagidullina M.V. Popularization of archaeology in the context of “contested territories” (case of Arkaim). Magistra Vitae: elektronnyy zhurnal po istoricheskim naukam i arkheologii [Magistra Vitae: Electronic Journal of Historical Sciences and Archaeology], 2024, vol. 9, no. 4, pp. 124–131. https://doi.org/10.47475/2542-0275-2024-9-4-124-131

Zdanovich G.B. Arkaim: Aryans in the Urals or an unrealized civilization. Arkaim: Issledovaniya. Poiski. Otkrytiya [Arkaim: Research, Explorations, Discoveries]. Chelyabinsk: Kamenniy Poyas, 1995, pp. 21–42.

Zdanovich G.B. Arkaim and the “Country of Towns”: Dialogue of cultures. Arkaim: Po stranitsam drevney istorii Yuzhnogo Urala [Arkaim: Pages from the Ancient History of the Southern Urals]. Chelyabinsk: Krokus, 2004, pp. 49–66.

Zdanovich G.B. Arkaim – A cultural complex of the Middle Bronze Age of Southern Trans-Urals. Rossiyskaya arkheologiya [Russian Archaeology], 1997, no. 2, pp. 47–62.

Zdanovich D.G. Bolshkaragaysky cemetery (Arkaim) and the world of ancient Indo-Europeans of the Ural-Kazakhstan steppes. Arkaim: Issledovaniya. Poiski. Otkrytiya [Arkaim: Research, Explorations, Discoveries]. Chelyabinsk: Kamenniy Poyas, 1995, pp. 43–53.

Ikonnikova S.N. Archaeology and cultural studies: Interrelation and dialogue. Problemy kulturnogeneza i kulturnogo naslediya [Problems of Cultural Genesis and Cultural Heritage]. St. Petersburg: Info Ol, 2009, pp. 16–24.

Kazarin Yu.V. Conversations with Maya Nikulina: 15 evenings. Ekaterinburg: Ural State University Publishing House, 2011, 476 p.

Kuzmin A.G. Ultra-right skinheads in modern Russia: Evolution of political ideology and practice. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS [Political Expertise: POLITEKS], 2010, vol. 6, no. 1, pp. 143–178.

Kuhn T. The Structure of Scientific Revolutions. With an introductory article and supplements from 1969. Moscow: Progress, 1977, 300 p.

Kupriyanova E.V. The Arkaim reserve and the challenges of popularizing archaeology in the Southern Urals. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2014, no. 12(341), pp. 22–29.

Kupriyanova E.V. Arkaim: Popularization or “pops” (on the issue of interaction between science and mass consciousness). Gorizonty tsivilizatsii [Civilization Horizons], 2013, no. 4, pp. 73–88.

Kupriyanova E.V. Arkaim settlement and the popularization of archaeology in the Southern Urals (on the issue of interaction between science and mass consciousness). Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review], 2014, no. 5, pp. 146–161.

Kurlaev E.A. “Church archaeology” as a research direction. Teoriya i praktika arkheologicheskikh issledovaniy [Theory and Practice of Archaeological Research], 2019, no. 1(25), pp. 169–178. https://doi.org/10.14258/tpai(2019)1(25).-14

Milovanova M.P. Pedagogical archaeology as a form of popularizing archaeological science. Arkheologiya Evraziyskikh stepey [Archaeology of the Eurasian Steppes], 2021, no. 6, pp. 148–155. https://doi.org/10.24852/2587-6112.2021.6.148.155

Nikulina M.P. Arkaim – The ancient history of humanity. Nauka i zhizn’ [Science and Life], 1995, no. 1, pp. 42–48.

Nikulina M.P. Stone. Cave. Mountain. Ekaterinburg: Bank Kulturnoy Informatsii, 2002, 119 p.

Nikulina M.P. On land affairs and secret forces (on the distant origins of Ural mythology in P.P. Bazhov’s works). Filologicheskiy klass [Philological Class], 2003, no. 9, pp. 76–81.

Sokovikov S.S., Kaminskaya E.A. Spontaneous hierotopy in modern myth-making: The case of Arkaim. Observatoriya kultury [Observatory of Culture], 2023, vol. 20, no. 6, pp. 658–668. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-6-658-668

Flier A.Ya. Culturology for Culturologists. Moscow: RGB, 2007, 496 p.

Shnirelman V.A. Arkaim: Archaeology, esoteric tourism, and the national idea. Antropologicheskiy forum [Anthropological Forum], 2011, no. 14, pp. 133–167.

Dadizadeh N. A., Doğan E. Community Engagement and Sustainable Heritage Tourism: Mediating Role of Archaeological Heritage Interpretation. Conservation and Management of Archaeological Sites, 2024, vol. 26(2–3), pp. 175–206. https://doi.org/10.1080/13505033.2024.2400627

Erdoğan H. A., Birsen A. G., Bilim Y. Archaeotourist: A Novel Tourist Type in Heritage Tourism. Conservation and Management of Archaeological Sites, 2024, vol. 26(2–3), pp. 134–154. https://doi.org/10.1080/13505033.2024.2416743

Griera M., Astor A., Burchardt M. Performing heritage at Cordoba’s Mosque-Cathedral. Cultural Studies, 2024, vol. 38(5), pp. 815–838. https://doi.org/10.1080/09502386.2024.2383202

Lin Z., Yang Z., Yuan J. Research on the design and image perception of cultural landscapes based on digital roaming technology. Herit Sci., 2024, vol. 12, 397. https://doi.org/10.1186/s40494-024-01520-x

Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
Drobyshev, A. (2024). КУЛЬТУРОЛОГИЯ АРХЕОЛОГИИ: ТЕКСТ – КОД – СИСТЕМА ПОВТОРОВ И АВТОРИТЕТОВ. Russian Studies in Culture and Society, 8(4), 36-81. https://doi.org/10.12731/2576-9782-2024-8-4-262
Раздел
Оригинальные статьи