СОН КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ И КАЧЕСТВА СНА ПОДРОСТКОВ

  • Ksenia Yu. Ledyankina Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Ключевые слова: сон, качество сна, здоровье подростков, эмоциональное состояние, режим сна, здоровый образ жизни, памятка, подростки

Аннотация

Цель. Настоящее исследование направлено на анализ качества сна подростков в возрасте 15-18 лет и выявление факторов, влияющих на его недостаток. Основной целью работы является оценка влияния режима сна на здоровье и эмоциональное состояние подростков, а также разработка рекомендаций для улучшения качества сна.

Метод и методология проведения работы. В ходе работы проведено анкетирование школьников, с целью выявления их привычек сна, уровня осведомленности о правилах здорового сна и факторов, способствующих нарушению режима. Анализ собранных данных позволил выделить основные причины недосыпа, а также провести корреляционный анализ влияния различных факторов на качество сна. Кроме того, исследование включало анализ существующей научной литературы по данной теме.

Результаты. Результаты исследования показали, что более 70% респондентов не соблюдают оптимальные условия для сна, что влечет за собой хронический недосып, снижение концентрации, ухудшение памяти и негативное влияние на эмоциональное состояние. Выявлено, что высокие учебные нагрузки и занятия дополнительными курсами значительно ухудшают режим сна. К тому же, недостаток знаний о гигиене сна и его значении для здоровья способствуют углублению проблемы. В связи с этим разработаны рекомендации по оптимальной продолжительности сна, ограничению по времени использования электронных устройств и созданию комфортной обстановки для отдыха.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в образовательных учреждениях для создания программ, направленных на просвещение подростков о значимости полноценного сна. Рекомендации могут быть использованы как инструменты для работы с родителями и педагогами с целью формирования осознанного отношения к режиму сна и здоровому образу жизни.

Биография автора

Ksenia Yu. Ledyankina, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

студент

Литература

Абашидзе Е.А., Намазова Л.С. Нарушение сна у детей // Педиатрическая фармакология. 2008. №5.

Алешина Т.Е., Наумова А.А., Наумова Т.А. Зависимость работоспособности от соблюдения режима дня // Инновационная наука. 2016. №10. С. 1-3.

Буриков А. А. Механизмы сна и бодрствования (как и зачем спит мозг?) // Когановские чтения. Ростов-на-Дону, 2012. 315 с.

Вейн А.М. Патология мозга и структура ночного сна // Материалы симпозиума «Механизмы сна». Л.: Наука, 1971. 523 с.

Воронин И.М., Бирюкова Е.В. Сон как предмет изучения // Вестник ТГУ. 2004. Т. 9. № 1. С. 10–13.

Джонс М.В. Новый метод измерения дневной сонливости: шкала сонливости Эпворта // Спать. 1991. №14 (6). С. 540.

Завалко И.М., Ковальзон В.М. Как возникла наука о сне // Природа. 2014. № 3. С. 53–60.

Лежандр Р., Пьерон А. Исследование потребности во сне после продолжительного бодрствования // Физиология сна. М., 1928. С. 113–123.

Немкова С.А. Современные принципы комплексной диагностики и лечения нарушений сна у детей // Медицинский совет. 2014. №14.

Полуэктов М.Г., Центерадзе С.Л. Влияние нарушений сна на возникновение и течение мозгового инсульта // Медицинский совет. 2015. № 2. С. 10–15.

Серия Эрудит. Эволюция человека. М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2017. 192 с.

Сон и здоровье // Здоровый образ жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/3310/ (дата обращения: 17.08.2024).

Стивенсон Ш. Здоровый сон. 21 шаг на пути к хорошему самочувствию. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 446 с.

Темницкий А.Л. Учебное исследование по эмпирической социологии. М.: МГИМО, 2003. 248 с.

Чечик Н. Физиологические аспекты сна // Наука и инновации. 2017. № 12 (178). С. 4–8.

References

Abashidze E.A., Namazova L.S. Sleep disorder in children. Pediatric Pharmacology, 2008, no. 5.

Aleshina, T.E.; Naumova, A.A.; Naumova, T.A. Dependence of work capacity on compliance with the daily regime. Innovatsionnaya nauka, 2016, no. 10, pp. 1-3.

Burikov A. A. Mechanisms of sleep and wakefulness (how and why does the brain sleep?). Koganovskie readings. Rostov-on-Don, 2012, 315 p.

Vein A.M. Brain pathology and the structure of nocturnal sleep. Proceedings of the symposium “Sleep Mechanisms”. L.: Nauka, 1971, 523 p.

Voronin I.M., Biryukova E.V. Sleep as a subject of study. TSU Bulletin, 2004, vol. 9, no. 1, pp. 10-13.

Jones M.V. A new method of measuring daytime sleepiness: the Epworth Sleepiness Scale. Sleep, 1991, no. 14 (6), p. 540.

Zavalko I.M., Kovalzon V.M. How the science of sleep emerged. Nature, 2014, no. 3, pp. 53-60.

Lejandre R., Pieron A. Study of the need for sleep after prolonged wakefulness. Physiology of sleep, 1928, pp. 113-123.

Nemkova S.A. Modern principles of complex diagnostics and treatment of sleep disorders in children. Medical Council, 2014, no. 14.

Poluektov M.G., Tsenteradze S.L. Influence of sleep disorders on the occurrence and course of cerebral stroke. Medical Council, 2015, no. 2, pp. 10-15.

Erudite Series. Evolution of man. Moscow: World of Book Publ., 2017, 192 p.

Sleep and health. Healthy lifestyle [Electronic resource]. http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/3310/

Stevenson S. Healthy Sleep. 21 steps on the way to good health. M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2019, 446 p.

Temnitsky A.L. Study of empirical sociology. M.: MGIMO, 2003, 248 p.

Chechik N. Physiological aspects of sleep. Nauka i innovatsii, 2017, no. 12 (178), pp. 4-8.

Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
Ledyankina, K. (2024). СОН КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ И КАЧЕСТВА СНА ПОДРОСТКОВ. Russian Studies in Culture and Society, 8(4), 62-76. https://doi.org/10.12731/2576-9782-2024-8-4-263
Раздел
Оригинальные статьи