МАТЕРИАЛЫ ОНЛАЙН СЕМИНАРА «АНСАМБЛЕВАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И КОММУНИКАЦИИ»
Аннотация
Музыка как культурный феномен, как проявление высшей духовности и как вид искусства издавна привлекала внимание величайших умов человечества. Исследования философов, размышляющих о природе музыки, свидетельствуют о том, что зачатки духовной культуры можно обнаружить на самых ранних этапах цивилизаций.
Значение музыки определяется ее содержанием, способом высказывания, особенностями языка. В современном мире музыка становится тем фактором, который влияет на формирование личности человека, на его взаимодействие с обществом, на характер коммуникации с окружающими.
Актуальность темы о роли ансамблевой музыки, ее воспитательных и коммуникативных свойствах обусловлена все возрастающей ролью музыкального искусства, и, в частности ансамблевого, в постоянно расширяющемся информационном пространстве.
Целью авторов обсуждаемой темы является показ многогранности такого явления, как музыкальный ансамбль – начиная от его философского осмысления и заканчивая исполнительским анализом конкретных произведений.
Задачи, стоящие перед авторами статьи, определяются целью и направлены на показ форм и методов воспитания и коммуникации молодых музыкантов средствами ансамблевой музыки.
Результаты. Авторы обобщили теоретический и практический опыт работы с учащимися и студентами, направленный на формирование личности музыканта.
Литература
Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Издательство «Музыка», 1971. С. 343.
Бойко В.Л. Музыка как ценность и образ человеческого мира; Красноярская государственная академия музыки и театра. Красноярск, 2003. 104 с.
Воскресенская Т.В. Эволюция русского камерно-инструментального жанра с участием фортепиано: автореф.дис. …канд. искусствоведения. СПб., 1992. 23 с.
Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. Москва: Издательство АСТ, 2022. 653 с.
Корсакова И.А. Музыкальная коммуникация: генезис и историко-культурные трансформации: автореф. дис…. д. культурологии. Москва, 2015. 49 с.
Петров В.О. Фортепианный дуэт ХХ века : вопросы теории и истории жанра / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Саратов, 2006. 30 с.
Утемов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М. Педагогика креативности. Учебное пособие. Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. 212 с.
Хуторской А.В. Методология инновационной практики в образовании. Монография. Электронное издание. https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/sci_meth/Metodologiya_innovatsiy2021/
Чайкин С.Г. Ансамбль в музыке как системное явление // Научный альманах. 2015. №2 (4). С. 236-239. https://doi.org/10.17117/na.2015.02.236
Штумпф С.П. Способности к эффективному взаимодействию в творческой группе / Чайкин С.Г. Ансамблевое исполнительство как источник творческих идей (к юбилею кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки) // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2021. № 4.С. 93-101.
Adorno Th. W., Ashton E. B. Introduction to the Sociology of Music. New York, 1962. 233 p.
Adorno Th. W. Philosophy of new music / T. W. Adorno; Translated, edited, and with an introduction R.Hullot-Kentor. Minneapolis, London: University of Minnesota Press, 2006. 208 p.
Boulez P. Thinking about music today. Paris, 1996.
Shtochausen K. Conversations with the composer. London, 1974.
References
Asafiev B.V. Musical form as a process. Music Publ., 1971, p. 343.
Boyko V.L. Music as a value and image of the human world. Krasnoyarsk State Academy of Music and Theater. Krasnoyarsk, 2003, 104 p.
Voskresenskaya T.V. Evolution of the Russian chamber-instrumental genre with the participation of the piano. St. Petersburg, 1992, 23 p.
Kahneman D. Think slowly... decide quickly. Moscow: AST Publishing House, 2022, 653 p.
Korsakova I.A. Musical communication: genesis and historical and cultural transformations. Moscow, 2015, 49 p.
Petrov V.O. Piano duet of the twentieth century: issues of theory and history of the genre / Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Art History. Saratov, 2006, 30 p.
Utemov V.V., Zinovkina M.M., Gorev P.M. Pedagogy of creativity. Study guide. Kirov: ANOO “Interregional CITO”, 2013, 212 p.
Khutorskoy A.V. Metodologiya innovatsionnogo praktika v obrazovaniya [Methodology of innovative practice in education]. Monograph. https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/sci_meth/Metodologiya_innovatsiy2021/
Chaikin S.G. Ensemble in music as a systemic phenomenon. Scientific Almanac, 2015, no. 2 (4), pp. 236-239. https://doi.org/10.17117/na.2015.02.236
Stumpf S.P. Skills to effective interaction in a creative group / Chaikin S.G. Ensemble performance as a source of creative ideas (to the anniversary of the department of chamber ensemble and concertmaster training). Electronic research journal of Dmitry Hvorostovsky Siberian State Institute of Arts “ARTE”, 2021, no. 4, pp. 93-101.
Adorno Th. W., Ashton E. B. Introduction to the Sociology of Music. New York, 1962. 233 p.
Adorno Th. W. Philosophy of new music / T. W. Adorno; Translated, edited, and with an introduction by R. Hullot-Kentor. Minneapolis, London: University of Minnesota Press, 2006, 208 p.
Boulez P. Thinking about music today. Paris, 1996.
Shtochausen K. Conversations with the composer. London, 1974.
Copyright (c) 2025 Valentina L. Boiko, Svetlana A. Mitasova, Sergey G. Chaikin

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.