ТВОРЧЕСТВО А.Н. ТОЛСТОГО 1917−1921 ГОДОВ: ВИДЫ И РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ УСЛОВНОСТИ

  • Elena M. Kiryukhina Нижегородский государственный агротехнологический университет (Нижегородский ГАТУ) им. Л.Я. Флорентьева https://orcid.org/0000-0003-0498-6842
Ключевые слова: русская литература, 1917-1921, сказка «Фофка», сказка «Солдат и черт», рассказ «Милосердия!», Рассказ проезжего человека, рассказ «Катя», рассказ «В бреду», рассказ «Сон в грозу», рассказ «Тетушка Марья Григорьевна», пьеса «Смерть Дантона», пьеса «Любовь – книга золотая», повесть «Граф Калиостро» А.Н. Толстого, виды художественной условности

Аннотация

В статье рассматриваются разножанровые произведения Алексея Николаевича Толстого 1917−1921 гг.,− сказки, рассказы, повести и пьесы,− в которых использованы различные виды художественной условности. Задачи сравнения этих произведений подчинены цели выявления роли и видов художественной условности, для этого автором используются сравнительно-сопоставительный, проблемный, хронологический, культурно-исторический и биографический методы. Подобное структурирование и комплексное исследование разных видов условности в данный исторический период ранее не предпринималась и представляет научную новизну статьи. Автор выделяет условность в сказках («Фофка», «Солдат и черт»), виды условности в реалистических рассказах и пьесе «Смерть Дантона», − психологически мотивированная фантастика (видения − «В бреду»), (сны − «Сон в грозу», «Тетушка Марья Григорьевна», «Повесть смутного времени», «Смерть Дантона»), карнавальную условность в пьесе  «Любовь – книга золотая» и повести «Граф Калиостро» и приходит к выводу, что обращение А.Н. Толстого к видам художественной условности являлось следствием осмысления им сложной исторической эпохи и стремлением передать ее во всей многомерности и разнообразии.

EDN: OMGUUZ

Биография автора

Elena M. Kiryukhina, Нижегородский государственный агротехнологический университет (Нижегородский ГАТУ) им. Л.Я. Флорентьева

доктор культурологии, профессор

Литература

Амфитеатров, А. (1913). Собрание сочинений (т. XVIII: Дьявол в быте, легенде и литературе средних веков). Санкт-Петербург: Просвещение. С. 357–358.

Баранов, В. И. (1983). Революция и судьба художника. Москва: Советский писатель. 461 с.

Бахтин, М. М. (1975). Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. Москва: Художественная литература. 506 с. EDN: https://elibrary.ru/WTJALN

Бахтин, М. М. (1979). Проблемы поэтики Достоевского. Москва: Советская Россия. 318 с. EDN: VQMUYV

Гафурова, З. Р. (2018). Чувство эпохи: пьеса А. Н. Толстого "Любовь - книга золотая". Новые российские гуманитарные исследования, (13), 64. EDN: https://elibrary.ru/KMCUGP

Голубков, С. А. (1978). Комическое в ранней прозе А. Н. Толстого: Автореферат дисс. …канд филолог. наук. Москва: МПИ им. Н. К. Крупской. 24 с.

Горнфельд, А. (1922). Рецензия на пьесу А. Толстого "Любовь - книга золотая" и повесть "Детство Никиты". Литературные записки, (3), 17.

Губнер, П. (1921). Есть ли будущее у русской литературы? Вестник литературы, (1 (25)), 3.

Кирюхина, Е. М. (2024). Конфликт реальности и фантастического вымысла в повести Алексея Николаевича Толстого "Граф Калиостро". Russian Studies in Culture and Society, 8(2), 128–144. https://doi.org/10.12731/2576-9782-2024-8-2-239 EDN: https://elibrary.ru/CGGWIZ

Манн, Ю. В. (1978). Поэтика Гоголя. Москва: Художественная литература. 412 с. EDN: https://elibrary.ru/UENMKF

Николаев, Д. Д. (2014). Пьеса А. Н. Толстого "Любовь - книга золотая" и русское зарубежье 1920-х гг. В сборнике: Алексей Толстой: Диалоги со временем (с. 69–80). Москва: ИМЛИ РАН. EDN: https://elibrary.ru/TKZBEP

Оклянский, Ю. (1982). Шумное захолустье (Из жизни двух писателей). Куйбышев: Книжное издательство. 255 с.

Петров, Вс. (1975). Мир искусства. Москва: Изобразительное искусство. 246 с.

Полякова, Н. Ф. (2017). Поэтика фантастического пространства в повестях А. К. Толстого "Упырь" и А. Н. Толстого "Граф Калиостро". В сборнике: Славянский мир: духовные традиции и словесность. Сборник материалов международной научной конференции, посвящается 300-летию А. П. Сумарокова, 200-летию А. К. Толстого (с. 120–127). Тамбов: Принт-Сервис. EDN: https://elibrary.ru/VWOCOY

Полякова, Н. Ф. (2016). Реальное и фантастическое в хронотопе повести А. Н. Толстого "Граф Калиостро". Yearbook of Eastern European Studies, (6), 219–231. EDN: https://elibrary.ru/ZEQMMZ

Семибратова, И. В. (1973). Типология фантастики в русской прозе 30-40-х годов XIX века: Автореферат дисс. …канд филол наук. Москва: МГУ. 20 с.

Скобелев, В. П. (1981). В поисках гармонии: Художественное развитие А. Н. Толстого: 1907-1922 гг. Куйбышев: Куйбышевское книжное изд-во. 176 с.

Толстая, Е. Д. (2006). "Дёготь и мёд": Алексей Толстой как неизвестный писатель (1917-1923). Москва: РГГУ. 685 с.

Толстой, А. Н. (1922). Любовь - книга золотая. Берлин: Москва. 93 с.

Толстой, А. Н. (1921). Перед картинами Судейкина. Жар-птица, (1), 26.

Толстой, А. Н. (1946-1953). Полное собрание сочинений в 15 томах. Москва: Гослитиздат.

Толстой, А. Н. (1958-1961). Собрание сочинений в 10 томах. Москва: Гослитиздат.

Толстой, А. Н. (1923). Собрание сочинений в 2 томах. Лихие годы. Рассказы. Берлин-Пг-М.: Изд-во З. И. Гржебина. 271 с.

Ханинова, Р. Н. (2008). Сон-экфраза и "оживший" экфразис в прозе А. Н. Толстого 1910-1920-х годов. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия "Филологические науки", (10), 150–156. EDN: https://elibrary.ru/KBXPAP

References

Amfiteatrov, A. (1913). Collected Works (Vol. XVIII: The Devil in Life, Legend, and Literature of the Middle Ages). Saint Petersburg: Prosveshcheniye. Pp. 357–358.

Baranov, V. I. (1983). Revolution and the Fate of the Artist. Moscow: Sovetskiy pisatel'. 461 p.

Bakhtin, M. M. (1975). Questions of Literature and Aesthetics: Studies of Different Years. Moscow: Khudozhestvennaya literatura. 506 p. EDN: https://elibrary.ru/WTJALN

Bakhtin, M. M. (1979). Problems of the Poetics of Dostoevsky. Moscow: Sovetskaya Rossiya. 318 p. EDN: VQMUYV

Gafurova, Z. R. (2018). The Sense of the Era: A. N. Tolstoy's Play "Love is a Golden Book". New Russian Humanitarian Studies, (13), 64. EDN: https://elibrary.ru/KMCUGP

Golubkov, S. A. (1978). The Comic in the Early Prose of A. N. Tolstoy (Abstract of PhD Dissertation in Philology). Moscow: MPKI im. N. K. Krupskoy. 24 p.

Gornfeld, A. (1922). Review of A. Tolstoy's play "Love is a Golden Book" and the story "Nikita's Childhood". Literaturnye zapiski, (3), 17.

Gubner, P. (1921). Is there a future for Russian literature? Vestnik literatury, (1 (25)), 3.

Kiryukhina, E. M. (2024). The Conflict of Reality and Fantastic Fiction in Alexei Nikolaevich Tolstoy's Story "Count Cagliostro". Russian Studies in Culture and Society, 8(2), 128–144. https://doi.org/10.12731/2576-9782-2024-8-2-239 EDN: https://elibrary.ru/CGGWIZ

Mann, Yu. V. (1978). The Poetics of Gogol. Moscow: Khudozhestvennaya literatura. 412 p. EDN: https://elibrary.ru/UENMKF

Nikolaev, D. D. (2014). A. N. Tolstoy's play "Love is a Golden Book" and the Russian Diaspora of the 1920s. In Aleksey Tolstoy: Dialogues with Time (pp. 69–80). Moscow: IMLI RAN. EDN: https://elibrary.ru/TKZBEP

Oklyanskiy, Yu. (1982). A Noisy Backwater (From the Lives of Two Writers). Kuibyshev: Kuybyshev Book Publishing House. 255 p.

Petrov, Vs. (1975). The World of Art. Moscow: Izobrazitel'noe iskusstvo. 246 p.

Polyakova, N. F. (2017). The Poetics of Fantastic Space in A. K. Tolstoy's "Upyr'" and A. N. Tolstoy's "Count Cagliostro". In Slavic World: Spiritual Traditions and Literature: Proceedings of the International Scientific Conference Dedicated to the 300th Anniversary of A. P. Sumarokov, the 200th Anniversary of A. K. Tolstoy (pp. 120–127). Tambov: Print-Service. EDN: https://elibrary.ru/VWOCOY

Polyakova, N. F. (2016). The Real and the Fantastic in the Chronotope of A. N. Tolstoy's Story "Count Cagliostro". Yearbook of Eastern European Studies, (6), 219–231. EDN: https://elibrary.ru/ZEQMMZ

Semibratova, I. V. (1973). Typology of Fantasy in Russian Prose of the 1930s-1940s (Abstract of PhD Dissertation in Philology). Moscow: MSU. 20 p.

Skobelev, V. P. (1981). In Search of Harmony: The Artistic Development of A. N. Tolstoy: 1907-1922. Kuibyshev: Kuibyshev Book Publishing House. 176 p.

Tolstaya, E. D. (2006). "Tar and Honey": Alexei Tolstoy as an Unknown Writer (1917-1923). Moscow: RGGU. 685 p.

Tolstoy, A. N. (1922). Love is a Golden Book. Berlin: Moskva. 93 p.

Tolstoy, A. N. (1921). Before the Paintings of Sudaykin. Zhar-ptitsa, (1), 26.

Tolstoy, A. N. (1946-1953). Complete Collected Works in 15 Volumes. Moscow: Goslitizdat.

Tolstoy, A. N. (1958-1961). Collected Works in 10 Volumes. Moscow: Goslitizdat.

Tolstoy, A. N. (1923). Collected Works in 2 Volumes. Wild Years. Stories. Berlin-Pg-M.: Z. I. Grzhebin Publishing House. 271 p.

Khaninova, R. N. (2008). Sleep-Ecphrasis and the "Living" Ecphrasis in the Prose of A. N. Tolstoy of the 1910s-1920s. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Series "Philological Sciences", (10), 150–156. EDN: https://elibrary.ru/KBXPAP


Опубликован
2025-06-30
Как цитировать
Kiryukhina, E. (2025). ТВОРЧЕСТВО А.Н. ТОЛСТОГО 1917−1921 ГОДОВ: ВИДЫ И РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ УСЛОВНОСТИ. Russian Studies in Culture and Society, 9(2), 118-139. https://doi.org/10.12731/2576-9782-2025-9-2-286
Раздел
Оригинальные статьи